Собибор: история героического побега из лагеря смерти
В этом году исполняется 75 лет с момента, когда группа узников устроила восстание в лагере смерти Собибор – единственное удачное за всю историю войны, сообщает «МИР 24».
Семен Моисеевич Розенфельд недавно отметил 95-тилетие. По паспорту он родился 10 октября. Но свой день рождения вот уже 75 лет отмечает 14-го в день восстания в Собиборе. Возраст и время не стерли в его памяти события осени 43-го года, когда он и еще несколько отважных товарищей подняли восстание на «фабрике смерти». Единственное успешное за всю историю Третьего рейха.
Собибор – один из шести лагерей смерти нацисткой Германии, созданный специально для уничтожения людей. На кадрах фильма видно, как он был устроен. Из эшелонов, прибывавших на полустанок, узников прямиком вели в газовую камеру. Вокруг охрана и проволока под током и никакой возможности для сопротивления.
«Минимум общения прибывающих людей с окружающим миром. Минимум движения от поезда до газовой камеры. Вот когда все прибывших уже увели на уничтожение – они еще об этом не знают, только те команды, которые должны разобрать вещи и ценности, начинают работать на перроне, разбираться во всем», – рассказал заведующий архивом научно-просветительского центра «Холокост» Леонид Терушкин.
За все время существования лагеря, там отравили газом и сожгли четверть миллиона евреев. Лишь немногих на время оставляли в живых – прислуживать нацистам и разбирать тонны вещей убитых узников. В мастерских они и начали готовить план восстания. Отбирали для руководства самое лучшее и заманивали на склад.
«Вызвали в мастерскую и начали ему примерять. Ну я сзади подошел топором его ударил. И за мной сразу Лернер – парнишка тоже ударил и все, и он упал», – рассказал участник восстания в лагере смерти «Собибор» Аркадий Вайспапир.
Аркадий Вайспапир – ветеран Великой Отечественной и еще один участник героического бунта – умер 8 января на 97-м году жизни. Один из ближайших соратников Александра Печерского – руководителя восстания. До Собибора оба успели повоевать, оба попали в плен. Вайспапир в боях за оборону Киева, Печерский – в котле под Вязьмой. В людях с таким боевым опытом и нуждалось лагерное подполье.
«Подошел к нему человек сам уже где-то через неделю и сказал: вот так и так, что мы вот надеемся на вас. Все-таки вы младший командир, младший лейтенант. И офицер советской армии», – рассказала дочь Печерского Элеонора Гриневич.
В боевую группу Печерского вошли девять человек. Они убили три четверти лагерной охраны. Другие – обесточили и перерезали колючую проволоку. Из 550-ти человек на свободу вырвались 350. Остальных – покосили пулеметы с вышек. Почти сотня потом подорвалась на минах. Еще 170 – позже поймали и казнили немцы.
92 человека погибли на территории Польши от рук украинских бойцов УПА и местного населения. И лишь 53 бывших узника «Собибора» дожили до конца войны. Но, главное, цель, поставленная Печерским, была достигнута – после восстания нацисты уничтожили лагерь. Фабрика смерти остановилась.
«Он не считал себя героем, он просто считал, что все сражались. Кто был в этом плену, все пытались освободиться, избежать этого ужаса», – сказал дочь Печерского Элеонора.
Александр Печерский после восстания присоединился к отряду партизан, воевал в составе Первого Прибалтийского фронта. После войны жил в Ростове-на-Дону, работал в театре. В Советском Союзе о его подвиге почти не вспоминали. Даже табличка на доме, где прожил всю жизнь, и награда достались ему уже посмертно.
Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.