Крупнейший зверь Евразии зубр, почти полностью истребленный в XX веке, снова покоряет континент. Главный поставщик животных – Приокско-Террасный заповедник, куда 70 лет назад завезли первых парнокопытных. Там краснокнижные живут в первобытной среде, но размножаются гораздо чаще диких предков. Как сотрудники заповедника борются за сохранение популяции, узнал корреспондент телеканала «МИР 24» Владимир Сероухов.
Это лишь первое блюдо из зимнего рациона зубра. В день он съедает по 20 килограммов сена, выпивает с десяток ведер воды, не считая десерта из овощей. За 30 лет жизни бок о бок с этими животными, Виктор Соколов откормил несколько поколений быков. Эти – еще молодые и довольно мелкие, но через пару лет наберут 800-900 килограммов веса.
«Они такие, как говорится, не жирные, а чуть плоские, поджарые, чтобы между деревьями пролазили», – пояснил мужчина.
На зубра беспощадно охотились и почти полностью истребили к концу Первой мировой. Тогда животных на планете осталось меньше, чем сегодня в питомнике. Пытаясь восстановить популяцию, 70 лет назад ученый Михаил Заблоцкий искал идеальное место для первого советского питомника. Искал по всему Союзу, а в итоге нашел здесь, в Подмосковье. С тех пор тут живет 44 зубра.
«У них матриархат, но он относится только коровам и детям, бык сам по себе. Корова следит за тем, чтобы все ели. Смотрит, чтобы не было опасности. Она смотри, как воспитываются дети. В другом загоне у нас есть нянька. Корова уводит телят по своим делам, а эта оставшихся караулит, ждет», – рассказала заместитель директора по содержанию и разведению зубров Ирина Землянко.
Резиденты питомника – польских и кавказских кровей, а еще американских. Рядом с зубрами обитают их близкие родственники – бизоны. Их тоже в свое время чуть не уничтожили. Бизоны чуть мохнатее, и поспокойнее. Хотя оказаться с ним в вольере опасное занятие.
«Дикое животное, кормишь, кормишь, а он все равно огрызается. К нему заезжать только на тракторе, трактора он еще побаивается. Трактор загоняем, за трактором прячемся», – отметил бригадир-зубровод Виктор Соколов.
Новорожденным животным здесь дают особые клички. У зубров они начинаются на «му» – Мурзилка, Муза, Мураками, у бизонов на «ма» – Марфа, Мавр. Друг к другу эти два вида неравнодушны. Поэтому, чтобы не портить генофонд, их держат отдельно. Вообще, животные здесь размножаются даже охотнее, чем их дикие предки. Причем, до самых преклонных лет.
А это местные пенсионеры: справа 17-летняя самка Мукдален, справа 16-летний самец Мугли. Самка с возрастом, к сожалению, потеряла зрение, но не возможность иметь детей. Поэтому, на эту парочку у заповедника еще есть планы.
Сегодня в России поголовье зубров составляет более 1000 голов, только за последние два года оно увеличилось вдвое. Чтобы освежить кровь, питомцами постоянно обмениваются с другими заповедниками в Швеции, Дании, Германии, Голландии, Китае. Это хорошо видно по заводской книге, которую ведут с 1948 года. В ней можно узнать биографию каждого животного.
«Корова или бык, порядковый номер, откуда прибыл, какая кровность, отец, мать и причина выбытия», – указала фенолог ФГБУ Приокско-Террасного природного биосферного заповедника Галина Соколова.
Например, три приокских питомца скоро отправятся в национальный парк Бурабай, в Казахстан. Поначалу там просили зубров, но так как степь больше подходит для североамериканских быков, в итоге согласились на бизонов.
Президент России Владимир Путин во время своего послания Федеральному собранию рассказал о том, что в скором времени откроются 24 новых заповедника и национальных парка. По словам российского президента, их надо сделать доступными для экологического туризма. Ведь это важно для воспитания бережного, ответственного отношения к природе.