В Таджикистане возрождают шелководство – древнейший народный промысел. Чтобы улучшить ситуацию в отрасли в стране разработали государственную программу до 2020 года. Как действует живая фабрика – увидела корреспондент «МИР 24» Зарина Абдуназарова.
Более тысячи упитанных гусениц с гордостью показывает Барчиной Файзова. Она раскрывает главный секрет промысла: чем больше кормишь, тем быстрее они сворачиваются в кокон.
Шелкопряд привередлив. Любит не только поесть, но и тишину и постоянную температуру – 27 градусов. Поэтому коконоводством в Таджикистане занимаются немногие – сложно. В Бохтаре шелкопрядов разводят всего 30 семей.
Ежегодно сдают полторы тонны коконов — это в три раза меньше, чем в советские времена. Тогда эта отрасль считалась стратегической: почти весь шелк для СССР производили в Таджикистане. Но после перестройки это оказалось не выгодно. Возрождать традиции начинают только сейчас.
Теперь шелкопряда выращивают и на севере, и на юге Таджикистана. Параллельно фермеры решают проблему с кормовой базой: несколько гектаров засадят тутовыми деревьями.
Следующий шаг – наладить собственное производство шелковых нитей на юге. Благодаря этому в регионе появятся новые рабочие места.
Стоит отметить, что в России шелководство было основано при Петре Первом. В 1700 году были построены первые питомники шелковицы в Астрахани, Воронеже, Саратове. За порубку тутовых деревьев полагалась смертная казнь.