Настоящее искусство стерпит все. Особенно если оно безумно дорогое. Новый рекорд установила работа художника Казимира Малевича. Его «Супрематическую композицию» анонимный покупатель приобрел на аукционе Christie’s в Нью-Йорке почти за 86 миллионов долларов. И теперь эта картина – самая дорогая работа русских живописцев, проданная на торгах. Интересно, что десять лет назад наследники художника расстались с полотном всего за 60 миллионов. Получается, что время играет на пользу шедеврам! Правда, растут в цене все по-разному. К примеру, «Спаситель мира» Леонардо да Винчи стоит в пять раз больше Малевича. От чего зависят цены на шедевры и почему одни художники дороже других, для рубрики «Культурный счет» выяснила корреспондент «МИР 24» Екатерина Бакушина.
В то время как состоятельные люди тратят огромные деньги на живопись, другим остается только удивляться: разве одна картина может стоить как целый городской квартал?! Но баснословные цены – удел очень немногих произведений. Настоящие коллекционеры платят не столько за холст и краски, сколько за новаторство и значение работы для истории.
Определение стоимости картины – работа коллективная. В ней задействованы и дилеры, и галереи, и, конечно, эксперты. Последние, прежде чем назвать сумму, проведут подробный анализ работы и изучат ее провенанс, то есть историю происхождения. Не было ли в ней черных пятен.
Устанавливают цены и сами коллекционеры на аукционе. Здесь рождается ажиотаж и высокая конкуренция. И бывает так, что картина уходит с молотка за рекордные суммы. К примеру, как «Спаситель мира» Леонардо да Винчи. В прошлом году на аукционе Christie’s полотно итальянского художника продали за 450 миллионов долларов. В то время как предыдущий владелец, миллиардер Дмитрий Рыболовлев, заплатил за нее всего-то 127 миллионов. Одни специалисты сомневались в авторстве и поговаривали, что работа – подделка. Но на деле чем больше вокруг картины разговоров, в том числе и скандального содержания, тем выше она оценится.
«Художник должен быть сколько-нибудь известен широкой публике, потому что в этом случае гарантированно эти вещи будут стоить каких-то денег. То есть в России это, допустим, Айвазовский, во всем мире это Пикассо. Это те имена, которые знает любой проходящий по улице, не говоря уже про специалистов и про искусствоведов», – указал искусствовед, коллекционер Сергей Подстаницкий.
Взять, например, Ван Гога. Голландский художник часто писал подсолнухи. Когда он работал над четырьмя такими натюрмортами, у него гостил Поль Гоген, после громкой ссоры с которым Ван Гог отрезал себе часть уха. Впоследствии эта история наложила большой отпечаток на судьбу подсолнухов – они стали визитной карточкой художника. А самые знаменитые: одни – в Национальной галерее в Лондоне, другие – в музее Ван Гога в Амстердаме стоят сегодня 350 миллионов долларов.
А еще коллекционеры готовы платить баснословные суммы за шедевры исключительной редкости. Сегодня рынком правят такие известные имена, как Малевич, Ротко и Пикассо. А вложиться в их неповторимые работы – значит обрести долгосрочный «суперактив». И какие бы катаклизмы ни происходили в мире, такое вложение средств обеспечит будущее, ведь настоящее искусство – бессмертно.