Итоги саммита в Актау: новые правила использования ресурсов Каспия
Море дружбы! В казахстанском Актау лидеры Азербайджана, России, Казахстана, Ирана и Туркменистана договорились о правовом статусе Каспия – после 22 лет переговоров. О новых правилах использования и сохранения ресурсов самого большого замкнутого водоема – в материале корреспондента «МИР 24» Максима Драгнева.
Это уже традиция – выпустить мальков вместе. Как символ – Каспий для всех, и в первую очередь – для природы. Хозяин саммита Нурсултан Назарбаев горячо приветствовал и провожал каждого лидера. На повестке – конвенция о статусе Каспия.
«Конвенция является своего рода конституцией Каспийского моря, она призвана урегулировать весь комплекс вопросов связанных с правами и обязательствами прибрежных стран, а также стать гарантом безопасности стабильности и процветание региона в целом», – указал Назарбаев.
Президенты собрались не для того, чтобы делить море. А договориться работать так, чтобы это устраивало все. И договорились – все-таки на одном языке говорят. Море общее, разделят только дно.
«Определение правового статуса Каспия будет способствовать разделению дна и поверхности в соответствии с нормами международного права», – сказал президент Азербайджана Ильхам Алиев.
И главное – никаких военных от других стран. 240 миллионов человек живут в прискаспийских странах. И их тревожить не будут. Военные базы – под запретом. Решение бессрочное.
А это оригинал той самой конвенции. Пять президентов – России, Казахстана, Ирана, Туркменистана и Азербайджана – поставили свои подписи. Но о долгосрочных планах лидеры говорили уже вдали от камер. С каспийской ривьеры – откуда горизонты кажутся бескрайними.
Напомним, Каспий омывает пять стран. Но до сих пор никто не может сказать, озеро это или все-таки море.
По оценкам экспертов, Каспий – это 19% мировых запасов нефти. 45% мировых запасов газа. А еще 90% запасов осетровых, а значит, ценного экспортного товара – икры. Все вместе астрономическая сумма в любой валюте.
После долгих споров, в мае 2003 года Россия, Азербайджан и Казахстан все-таки поделили северные акватории Каспия. По принципу медианы, Казахстану досталось 27%, России – 19%, Азербайджану – 18%.
Разделить же южную часть моря не удавалось. Жесткую позицию занимал Иран. Он требовал поделить Каспий между прикаспийскими государствами по-братски: 20% каждому.
Но если посмотреть на карту, становится понятно, что поровну не значит справедливо. Например, длина береговой линии Ирана в разы короче казахстанской (Казахстан – около 2320 километров, Иран – около 724 километров). Вот и получается, что Тегеран покушался на нефтегазовые запасы соседей.
Казахстан и Россия предлагали дно разделить на национальные секторы, а акваторию моря оставить в общем пользовании, закрепив за странами лишь прибрежные зоны. Промысел рыбы в нейтральных водах регулировать равными квотами.
Принципиальная позиция Туркменистана – оспорить право Азербайджана на несколько нефтегазовых месторождений, в том числе Сердар, которое азербайджанцы называют Кяпаз. Его запасы эксперты оценивают в 150 миллионов тонн нефти.