Космонавты устранили утечку воздуха на пристыкованном к МКС корабле «Союз». Проверка ультразвуком подтвердила герметичность после ремонта. Накануне экипаж выявил в бытовом отсеке «Союза» микротрещину размером два миллиметра. Отверстие было сквозным и стало причиной утечки воздуха на МКС. Российские космонавты с помощью герметика поставили заплатку и устранили утечку. Возможные причины ЧП – столкновение с микрометеоритом или производственный дефект. Потерю воздуха на МКС компенсировали надувом из баков космического грузовика «Прогресс». Здоровью и безопасности экипажа МКС ничего не угрожает.
Часто ли происходят подобные происшествия на орбите, в студии телеканала «МИР 24» рассказал ведущий научный сотрудник Института космических исследований Российской Академии наук Натан Эйсмонт.
- Насколько трещина на пристыкованном к МКС корабле «Союз» представляет опасность для экипажа?
Натан Эйсмонт: Если ее заметили вовремя, то можно считать, что неопасна. Потому что, если бы даже утечка была сильней, чем наблюдалось, можно было бы изолировать бытовой отсек. Так уже делали, но не на МКС. Так делали на «Мире». Там герметизировали модуль «Спектр». Из-за неудачных маневров при стыковке прибывший «Союз» врезался в «Спектр». Произошла разгерметизация, поэтому весь модуль надо было срочно загерметизировать. С этим справились, и после этого «Мир» еще долго летал и все было в порядке.
- Есть несколько версий случившегося. И микрометеорит, и космический мусор, и производственный брак. На ваш взгляд, что могло стать причиной появления трещины?
Натан Эйсмонт: Всегда есть соблазн сослаться на какие-то непреодолимые силы природы, которые действуют независимо от человека. Приведу пример, похожий на этот. Был такой научный непилотируемый аппарат «Прогноз». С ним вдруг произошло что-то непонятное – он дернулся, температура стала расти. Все сразу решили, что в него что-то попало. Но оказалось, что взорвался стоящий снаружи аккумулятор.
В ситуации с «Союзом» картина неясная. Говорят, появилась трещина. Вероятно, для корпуса был использован стандартный алюминиево-магниевый сплав, а он не склонен трескаться. Это вязкий, пластичный материал.
Если бы это повреждение не обнаружили и давление продолжило падать, то, скорей всего, отсек бы изолировали, как в свое время «Спектр».
- Каковы шансы, что космонавты вернутся на Землю на «Союзе»?
Натан Эйсмонт: Мне кажется, что можно пойти на такой риск. Бытовой отсек можно и не использовать. Это, конечно, некомфортно, но сам спускаемый аппарат в порядке.
- Если корабль признают неисправным, как будет происходить эвакуация космонавтов?
Натан Эйсмонт: Можно послать еще один корабль в беспилотном режиме. Решать это будут те, кто отвечает за работу всей станции, за экипаж. Это непростое решение. Думаю, что послать новый корабль решат не сразу, еще поразбираются в ситуации.
- Как часто происходят подобные нештатные ситуации?
Натан Эйсмонт: Уровень нештатности бывает разный. На первый взгляд этот инцидент превышает уровень незначительного происшествия.
- Можете вспомнить какое-нибудь самое громкое ЧП на орбите?
Натан Эйсмонт: Были и происшествия со смертельным исходом. Относительно работы на станции – были случаи с задымлением, когда проблемы возникли с генератором. А ведь там и без того не очень свежий воздух.
Также были неприятности в системе управления. Это, наверное, наиболее частые неполадки. Но система управления многократно дублируется, поэтому всегда с такими неприятностями справлялись. К тому же у системы управления есть простые режимы, которые реализуются даже в случае серьезных отказов. Можно на них перейти и достаточно длительное время в них оставаться, при этом все будет функционировать.
- В случае с «Салютом-7» впервые была проведена стыковка в ручном режиме со станцией, потому что не было питания и отказали все автоматы стыковки.
Натан Эйсмонт: Наверное, хуже даже не то, что вручную, а то, что работать надо было с неуправляемым аппаратом, станция вращалась, как хотела. Это удалось. В фильме об этом говорится, это действительно правда. Это проявление высочайшего мастерства, плюс элемент везения.
- Получается, космонавты на орбите должны быть готовы абсолютно ко всему.
Натан Эйсмонт: Это действительно так. Они должны быть универсалами и не бояться неожиданностей. В таких ситуациях самое главное не паниковать. К преодолению возможных неисправностей они готовы.