Исполнительный директор Центра подводных исследований Русского географического общества Сергей Фокин дал эксклюзивное интервью телеканалу «МИР 24», в котором рассказал о работе организации и недавних сенсационных находках.
- Центр подводных исследований РГО базируется в Санкт-Петербурге. Вы работаете только в Балтийском море?
Сергей Фокин: Балтийский регион у нас под боком, до него ехать 20 минут, поэтому Балтика нами наиболее исследована. Однако мы работаем и на Черном море. У нас были работы в Тихоокеанском бассейне, на Курильских островах, на северных морях. То есть мы стараемся работать на всей территории нашей страны.
- Центр подводных исследований РГО существует с 2015 года. В чем его миссия?
Сергей Фокин: Наша задача – систематизировать и развить изучение подводной среды. Изучение не только и не столько для хозяйственного освоения, а для понимания процессов, которые там происходят. Это изучение природных явлений, истории страны и флота. Также есть научно-техническое направление, в рамках которого мы занимаемся модификацией и разработкой новых видов снаряжения и оборудования для подводных исследований. Есть и методическое направление, поскольку новое оборудование диктует новые способы его применения. Также есть проект создания реестра и карты того, что находится в Балтийском регионе. В дальнейшем, надеюсь, удастся распространить этот проект на всю страну.
Наша задача – систематизировать данные о том, где находятся подводные объекты, какие работы там велись, какие не надо вести, то есть соединить культурную область, археологию и подводно-техническую сферу.
- Основные работы ведутся на внешних островах Финского залива – Большом Тютерсе и Гогланде. Почему именно там?
Сергей Фокин: Вокруг Гогланда находится очень много объектов. За время экспедиции в августе 2018 года мы подтвердили и нашли более 50 объектов. Восемь из них были найдены впервые, ранее о них ничего не было известно, это стало сенсацией даже для нас самих.
Дело в том, что вокруг острова Гогланд многие века шел фарватер, который соединял восточную часть Балтики с ее основным телом. Погода в Балтийском бассейне бывает разная, суда нередко тонули. Кроме того, вокруг Гогланда есть районы со сложной геологией дна, там есть банки – скалы, которые торчат практически под поверхность воды, при этом вокруг них ничего нет. Даже для судов с современными средствами навигации это порой создает неприятности, а 200-300 лет назад люди могли рассчитывать только на свое зрение.
Полную версию интервью смотрите в видеоролике.