25 лет назад в Москве открыли восстановленный Казанский собор, который построили в честь изгнания поляков из Москвы. Храм, возведенный в XVII веке, был одной из важнейших столичных церквей, а его настоятель занимал одно из первых мест в Московском духовенстве, сообщает корреспондент «МИР 24» Анна Парпура.
Неспокойное место. На углу Никольской и Красной площади всегда толпился народ. Однако если сейчас люди идут к храму, то в советское время здесь стояли к автоматам с газировкой.
«На месте здания, где сейчас церковная лавка, стояли телефонные автоматы, дальше – туалет, и чередой стояли автоматы по выдаче воды», – говорит московский экскурсовод Мария Антоненко.
Московский гид Мария Антоненко здесь надолго останавливает группу: место богато на исторические события. Казанский собор на Красной площади построил Дмитрий Пожарский еще в XVII веке в благодарность образу Казанской Божьей матери за помощь в освобождении Москвы от поляков.
«Когда в Новгороде было сформировано ополчение Мининым и Пожарским, оно двинулось на Москву и имело с собой взятый из Казани чудотворный образ пресвятой Богородицы. Фактически этот образ воодушевлял русских ратников на освобождение России и ее столицы Москвы от иноземцев», – говорит клирик Казанского собора, протодьякон Константин Лаптев.
4 ноября 1612 года по новому стилю поляки бежали. Чудотворную икону сначала хранили здесь, позже вернули в Казань. Однако собор так и остался одним из самых значимых в Москве. Поэтому и те, кто покушался на столицу, в первую очередь пытались осквернить именно эту святыню.
«В этой церкви Кутузов получал благословение, когда отправлялся в свой поход на Бородинское поле. И когда французы вошли в Москву, эту церковь превратили в конюшню: французы даже внесли труп лошади», – говорит экскурсовод.
Уничтожить храм французы не смогли. Это сделали при советской власти. В 1936 году собор снесли до основания. Однако на святом месте ничто не приживалось. 60 лет здесь павильоны сменяли летние кафе, вместо них появлялись фонтаны, потом – телефонные будки, автоматы с газировкой. Дошли даже до общественных туалетов. Одумались уже в 1990-е. В 1993 году храм возродили. По старым чертежам его удалось воссоздать точь-в-точь.
«Первую неделю храм был оцеплен «ОМОНом». Из-за наплыва людей пускали партиями, стояла очередь. И что интересно, сюда в 1990-е годы приходили пожилые люди, которые жили когда-то на Никольской улице и помнили старый храм», – говорит клирик собора.
Они же принесли осколок иконы. Это единственное, что осталось от древнего собора. Верующие нашли его на месте развалов церкви и все годы советской власти охраняли святыню. Теперь перед ней молится весь мир.
«Иногда выходишь, храм полон китайцев, других людей. Они не понимают, но нужно так служить, чтобы сердца коснулось. Тогда наша задача выполнена», – говорит Лаптев.
Икона Божьей Матери, хоть и старинная, но не из святого списка. Однако на чудотворность образа это никак не влияет: под ней сотни подношений верующих, которым помогла икона.