Сегодня отмечается Международный день слепых в честь французского педагога 18 века Валентина Гаюи. Он основал в Париже и Петербурге несколько школ для слабовидящих. Сегодня эти люди уже не ограничены азбукой Брайля и аудиокнигами. Для них создают рельефные картины, благодаря которым можно в прямом смысле слова прикоснуться к прекрасному, передает корреспондент «МИР 24» Владимир Сероухов.
В основном, Оксана познает окружающий мир через прикосновения и звуки. Она давно хотела попасть на производство тактильных картин. Еще попробовать сделать такую.
Слабовидящему или слепому человеку рельеф расскажет о мире лучше любых текстов.
Обычно такие работы показывают в музеях или на специальных выставках. Но девушка находит их всюду вокруг. Например, в столичной подземке.
«Я иду куда-то в метро, задеваю орнаменты и рассматриваю их. Так узнала, что существует растительный, геометрический и какой-то еще орнамент», – рассказала Оксана.
Чтобы из плоской картины получить объемную, собирают что-то вроде аппликации. Используют пластилин, а иногда и другие материалы. Например, канат на качелях заменяет шнурок.
«Изначально я смотрю на изображение и стараюсь взять в руки какие-то заранее подготовленные пластилиновые пласты и пораскладывать, посмотреть. То есть все именно вот так вживую. Когда начинаю лепить, смотрю, может быть, стоит что-то повыше сделать – пониже, что-то убрать, что-то добавить», – сказала скульптор, специалист по тактильным моделям Ольга Шу.
Когда пластилиновый рисунок готов, его заливают силиконом и получают шаблон для массового тиража. Остается залить в форму материал и подождать, пока он схватится.
В другой мастерской работают иначе: печатают картины на 3D-принтере.
«В тактильных моделях предыдущего поколения принципиально отсутствовал цвет. Они были своего рода глухие, белые или черно-белые. Люди с остаточным зрением, у которых есть понимание цвета, к сожалению, не могли это кроме как тактильно ощутить», – отметила директор по развитию 3D-типографии Татьяна Левина.
Сейчас здесь готовят две тактильные картины – большой цветок лотоса и икону Матроны Московской. Уникальный вариант, где святая изображена с открытыми глазами.
«Вначале мы выращиваем рельеф. Чем светлее оттенок серого, тем тоньше этот рельеф будет. Чем темнее, тем будет выше. Так работает алгоритм самого оборудования», – пояснил работник 3D-типографии Никита Новокшанов.
Здесь можно выбрать, какой будет картина – глянцевой или матовой, легко поменять масштаб или толщину. А главное, все это машина делает с невероятной скоростью.
«В данный момент у нас лежит полистирол молочного. Делаем пробу, печатаем подъем 0,2 миллиметра. Печать идет белилами. Они менее отваливаются», – рассказал помощник печатника Артем Шаев.
Меньше часа и картины готовы. Их подарили государственной библиотеке для слепых.
«Есть коллекция в зале тактильного восприятия произведений искусств, в том числе и изображений ликов и спасителя, и святых. Поэтому я думаю, что это хороший вклад», – сказала работник библиотеки.
Картины тут же попали в руки читателей. Их замечания и предложения печатники возьмут во внимание, когда будут готовить новые рельефы. Важно сделать их максимально понятными и интересными для людей со слабым зрением.