Накануне Года театра уже прошел первый серьезный разговор о театре в законодательном поле. Новый руководитель Комитета по культуре Госдумы Елена Ямпольская пригласила художественных руководителей и директоров московских, петербургских и других российских театров, а также представителей тех министерств и ведомств, с которыми у деятелей театра то и дело возникают разногласия.
Как недавно кто-то пошутил, для театральных деятелей 44 – это номер федерального закона о госзакупках – звучит уже примерно как 666. Несмотря на присутствие в зале узнаваемых Владимира Машкова, Андрея Могучего, других известных лиц, говорили больше не о творчестве. Почти половину всего времени посвятили вопросам борьбы с театральными спекулянтами. И хотя по-настоящему этот вопрос волнует не больше десятка театров Москвы и Северной столицы, предполагаются довольно серьезные поправки в несколько российских законов.
Впрочем, круг страдающих, может быть, существенно шире. Чтобы узнать репертуар Театра на Малой Бронной, на запрос в интернете еще до официального сайта театра появляются несколько сайтов-двойников, причем некоторые выполнены в тех же цветах и стиле, что и официальный сайт.
Разумеется, у Большого театра таких неестественных спутников намного больше. Билеты в первую же минуту скупают в таких случаях уже не люди, а роботы. Но главное – спекулянты научились работать безо всякого риска, каждый раз пытаясь сдать билеты, которые не удалось продать втридорога.
Вряд ли в итоге удастся приравнять театральные билеты к лекарствам или белью, которые, как известно, не обмениваются и не возвращаются. Так же никто не верит в необходимость повышать штрафы за спекуляцию билетами до 300 тысяч рублей – в России такие сейчас существуют только для тех, кто подделывает лекарства. Но бороться с теми, кто лишает театры их честно заработанных денег, обязательно будут.
В итоге пришлось изучать зарубежный опыт. Во Франции, например, нельзя перепродавать билеты на постоянной основе без разрешения организаторов. То есть человека, который не встретил знакомого и решил продать свой лишний билетик, никто наказывать не станет.
В США законом определено, сколько билетов может быть продано одному лицу. В Австралии существует закрытый перечень случаев, когда возврат билета без потери денежных средств возможен, и точно описаны все случаи, когда это не предусмотрено. При этом любой отказ от похода в театр должен быть документально подтвержден. Так что нам есть еще куда развиваться в этой нелегкой, а, возможно, и вечной борьбе.