На глиняной табличке найдено начало легенды о Всемирном потопе
Ученые в ходе исследования обломков одной из табличек с отрывком из шумерского эпоса обнаружили текст, который, как выяснилось позднее, был началом легенды о Всемирном потопе.
С сенсационным сообщением на заседании Лондонского общества библейской археологии выступил сотрудник Британского музея и уникальный знаток ассирийской клинописи Джордж Смит в этот день 146 лет назад.
При раскопках древнего города Ниневии удалось найти и расшифровать глиняные клинописные таблички. На обломке одной из них специалисту удалось прочитать отрывок из шумерского эпоса Гильгамеше (3 тыс. до н. э.). В нем рассказывалось начало легенды о Всемирном потопе. При этом по тексту она была близка к библейской, однако аж на 700 лет старше.
В начале 1873 года тогдашний издатель газеты The Daily Telegraph Эдвин Арнольд организовал за счет издания экспедицию Смита в Ниневию, чтобы отыскать недостающие фрагменты истории о потопе. В результате Смит нашел это произведение, а также таблички с хронологией вавилонских династий. В конце 1873 года Британский музей собрал деньги для еще одной экспедиции, в ходе которой Смит продолжил раскопки на городище Коюнджик. В 1876-м Британский музей снова отправил талантливого ученого на раскопки остатков библиотеки Ашшурбанипала. Здесь он заболел дизентерией и скончался в Халебе. У мужчины остались жена и дети. Королева Виктория приняла решение выделить ежегодную пенсию в 150 фунтов.
Напомним, недавно Сотрудники Британского музея обнародовали расшифрованный текст на глиняной табличке возрастом около четырех тысяч лет, представляющий собой древнейшую претензию на некачественный товар. Табличка размером 11,6 на 5 сантиметров была найдена в Ираке при раскопках месопотамского города Ур. Исследователи датировали ее 1750 годом до н.э. Текст на ней нанесен на одном из древнейших семитских языков – аккадском. Речь в нем идет от имени человека по имени Нанни, по-видимому, промышленника, который пишет поставщику, которого звали Эа-Насир.
Судя по всему, Эа-Насир поставил Нанни из региона Персидского залива некондиционную медь. Из письма также следует, что он затянул сроки поставки и к тому же грубо обошелся с рабочими, которых Нанни прислал для разгрузки товара.