В гостях у мяо: в китайской провинции Гуйчжоу живет уникальный древний народ
Представители китайского народа мяо не знают, какой по счету наступает Новый год. Живут они в своем мире, без календаря. Путешествия по их родине, горной китайской провинции Гуйчжоу, становится все популярнее у россиян. Из Москвы туда теперь летают самолеты, сообщает корреспондент «МИР 24» Анна Деркач.
На протяжении четырех веков многочисленные предки Дао Сюна мастерят, играют и танцуют под национальный музыкальный инструмент – медный барабан.
Дао Сюн – типичный представитель мяо. Половина этого древнего народа живет в горной провинции Гуйчжоу. Именно здесь мяо сохранил уклад жизни, не тронутый цивилизацией, в том числе привычку чуть что распевать народные песни, бить в барабаны и пускаться в пляс.
Культура мяо в Китае под охраной государства. Они столько веков жили без дорог, в изоляции от большой земли и даже друг от друга, что сегодня представляют из себя больше 100 разновидностей одного народа. В одном селе женщины в длинных юбках, в другом – в коротких. У одних есть своя письменность, у других – нет. А языки настолько отличаются друг от друга, что два мяо из соседних деревень порой нуждаются в переводчике.
В деревне Ландэ, что дословно переводится как «задержать дверь, вино», есть такая традиция: не отпускать гостя до тех пор пока он не будет сыт. Причем поесть и выпить нужно 12 раз – именно столько дворов участвуют в этой красочной церемонии. Однако есть одна хитрость: если ты не хочешь наедаться и быстро охмелеть, нужно всего лишь прикоснуться губами, не трогая чашку. Если дотронулся – придется пить до дна.
За исполнение этой церемонии жители получают зарплату. Так государство поддерживает семьи и сохраняет обычаи малых народов. Деньги небольшие – около 30 тысяч рублей. Однако хватает, чтобы содержать дом и вести хозяйство.
«У нас, у мяо, дома полностью из дерева. Наверху спальни и склады риса, внизу – скот. А на втором этаже кухня, гостиная, основную часть времени проводим здесь», – говорит жительница деревни Ландэ Ян Айон.
На лавке Ян Айон обычно делает прическу. Это тоже особенность женщин Мяо. Кажется, нужно нереальное терпение и мастерство, но Айон уверяет, что это дело 10 минут.
Кстати, одежда, которую в России назвали бы парадно-выходной, у мяо просто повседневная. А нарядом здесь считают платья с серебряными украшениями стоимостью около двух миллионов рублей.
«Солнце и Луна – это символы, которые мы почитаем. Украшения на шее – это волны, как символ того, что предки мяо много веков переселялись по территории Китая», – говорит местная жительница.
Кстати, Новый год мяо, независимо от восточного календаря, отмечают в ноябре. Празднуют несколько недель. А прекрасная половина народа по традиции возвращается в родные места вкусно поесть, поучаствовать в конкурсах, посплетничать с подругами.
«Все, кто вышел замуж и уехал в другие деревни, сегодня здесь. Примерно тысяча человек. Мы приготовили на всех 200 килограммов риса, восемь свиней зарезали по 200 килограммов каждая, 300 килограммов местной капусты и овощей», – говорит другая жительница.
Последние пять лет провинция Гуйчжоу активно развивает туризм. Иностранцам открыты не только крупные города, но и такие отдаленные горные деревни. Там, где раньше не слышали даже иностранных слов, теперь – указатели на английском.