После череды взрывов бытового газа в многоэтажках в России начались проверки жилых домов. Как инспектировать квартиры, предотвратить утечки, и кто за это отвечает, разбиралась корреспондент «МИР 24» Марина Ермаченкова.
У специалиста «Мосгаза» Сергея в руках чемоданчик. Дневной план - 30 квартир. Однако он по опыту знает, что до девяти достучится – уже хорошо.
Первым делом смотрят соединение прибора с плитой. Потом – конфорки и вентиляция. Основная причина взрыва газа – износ оборудования. Срок службы плиты в среднем – 12 лет, дольше – опасно. Тот же печальный результат – при неправильной эксплуатации, когда плиту ремонтируют своими руками или сбежавший суп заливает конфорку. Тройку замыкает ремонт, противоречащий первоначальному проекту и здравому смыслу, – перестановка плиты, перенос газовой трубы.
31 декабря, Магнитогорск. Взрыв – один из самых масштабных в российской истории: 39 погибших. Газ – единственная версия следователей. 14 января, город Шахты. В одном из домов взрывается одна из квартир, тоже рано утром, как и в Магнитогорске.
Специалисты еще только расчищали место завалов, а депутаты и общественники уже по полочкам разобрали, что нужно сделать, чтобы остановить «газовые атаки».
«За недопуск собственником газового инспектора первый раз штраф одна или две тысячи рублей, второй раз – пять тысяч рублей», – говорит член Общественной палаты России Артем Кирьянов.
Помочь оказаться по ту сторону двери газовикам должна и так называемая газовая полиция. В состав «летучей бригады» войдут слесарь, участковый, представители власти и управляющей компании. Впрочем, пока в умах брожения: одни говорят «нужно», а другие...
«Не нужно создавать никаких отдельных бюрократических надстроек. Любая подобная инициатива приведет, наоборот, к ухудшению обстановки. Сегодня есть специалисты газовой службы, они регулярно проводят обход», – говорит депутат Госдумы Михаил Дегтярев.
Впрочем, в Думе считают, что законодательные изменения все же нужны. Группа депутатов внесла поправки в Жилищный кодекс. Они предлагают установить во всех газифицированных домах оборудование, которое при утечках автоматически отключает газ. Деньги на это возьмут из взносов на капитальный ремонт. Так что «коммуналка» вырасти не должна.
«Так что эти деньги уже есть – их просто надо использовать», – говорит председатель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.
Пока в Думе размышляют, мошенники уже во всю осваивают бюджет жителей многоквартирных домов. Перед Рождеством к москвичке Татьяне пришли аферисты.
«Открыла дверь. Можно пройти? Я говорю: пожалуйста. Ну предложили, как всегда. Взрывы, да... Вот сейчас ходят, предлагают всем. Не я одна так попалась», – говорит она.
Дешевенький прибор, красная цена которому – тысяча рублей, мошенники предложили купить за 15 тысяч. И даже пошли навстречу, мол жаль пенсионерку – отдадут со скидкой, за восемь тысяч.
«Вот газоанализатор. Эффективности у него никакой: реагирует на все запахи, даже если побрызгаете дезодорантом или ногти накрасите», – говорит работник «Мосгаза».
Скорость реакции – залог спасения, не устают повторять газовщики. Почувствовав узнаваемый запах, главное не делать резких движений. Не включая свет, открыть окно: газ выйдет – взрыва не будет. Второе – перекрыть вентиль. Третье – покинуть помещение и сразу набрать «104».
Только специалисты могут оценить, насколько серьезна утечка. Другой вопрос: как не допустить самой утечки. Над этим сейчас и бьются депутаты. Им предстоит законодательно найти ответ на вопрос, как обязать каждого жителя многоквартирного дома отвечать за газ, который приручили, пока он не превратился в дикую и разрушительную силу.