Киностудии «Мосфильм» – 95. Премьерой первого полнометражного фильма киностудии стала картина – «На крыльях ввысь». О прошлом и настоящем легендарной советской «фабрики грез» рассказал корреспондент «МИР 24» Роман Паршинцев.
15 тысяч квадратных метров павильонов «Мосфильма» и тысячи километров пленки. За 95 лет – сотни миллионов зрителей. Но в каких единицах измерить зрительскую любовь к фильмам, снятым на главной киностудии страны.
Город в городе – уникальный павильон под открытым небом. Натурка, как его называют. Декорацию старинных улиц Петербурга и Москвы построили 15 лет назад для съемок фильма Карена Шахназарова «Всадник по имени смерть». Архитектурный стиль двух городов из пенопласта и фанеры.
«Мосфильм сегодня, пожалуй, единственная студия на постсоветском пространстве, которую можно назвать реально студией. То есть «Мосфильм» полностью модернизирован, «Мосфильм» обладает всеми технологиями, которые необходимы для производства современного кино и вообщем не уступает никому в мире», – сказал генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.
Здесь уживаются традиции и современные технологии. Снимают, как в Голливуде. В новом русско-китайском сиквеле «Вий 2», половина ролей – мировые звезды кино.
Комната, где озвучивают картины, – склад всякого хлама. Старые холодильники, сломанные стулья и битая посуда. Для шумового озвучания фильма у звукооформителей должно быть все под рукой или под ногами. А еще масса всяких приспособлений и хитростей, чтобы создать иллюзию нужного звука.
Шумно, с размахом в 20-х годах XX века строили павильоны нового кинокомбината. Фактически для фильма «На крыльях ввысь» режиссера Бориса Михина, который вышел в прокат 30 января 1924 года. А получилось – на век. Знаменитый монумент «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной станет эмблемой «Мосфильма» гораздо позже – в 47-м. С картины Александрова – «Весна» и началась новая эпоха советской фабрики грез.
Золотая эра «Мосфильма» наступит в 57-м. С картины Калатозова «Летят журавли» и золотой пальмовой ветви на Канском фестивале. Во время оттепели шестидесятых молодые режиссеры: Хуциев, Тарковский, Михалков – Кончаловский – новая волна отечественного кинематографа. Король комедии Гайдай – шагает впереди.
А после – золушка на новый лад «Москва слезам не верит» и главный приз американской киноакадемии – «Оскар». Два сериала, от которых пустеют улицы: «Семнадцать мгновений весны», Лиозновой. И «Место встречи изменить нельзя», Говорухина.
Новый павильон «Мосфильма» – гараж для железных коней. Ретро-автомобили всех времен и народов, и у каждого послужной список из десятков картин.
А в лабораториях обработки пленки, как и много лет назад проявляют и закрепляют. Здесь печатают до 14 тысяч копий в год.
Пленка, казалось бы, уходящая натура в век тотальной цифровизации. Но, как говорят здесь в лаборатории «Мосфильма», за последний год количество заказов на проявку негативов увеличилось в десять раз. Снимают фильмы, видеоклипы и даже рекламу.
Всего же на легендарном «Мосфильме» за 95 лет сняли более двух с половиной тысячи кинокартин.