Абсолютно свободный человек: психолог объяснил феномен «якутского отшельника»
58-летний якутский отшельник Тимофей Меньшиков стал звездой соцсетей. Видеоролик о жизни отшельник «собрал» за месяц более 900 тысяч просмотров. В тайге на берегу реки Вилюй мужчина живет уже 30 лет, в землянке с печкой. Питается отшельник тем, что дает природа: ловит рыбу, собирает грибы и ягоды. Лекарства Тимофею не нужны: он никогда не болеет.
Тимофей родился в поселке Сангар. В восемь лет стал сиротой: родители погибли. Тимофея и двух старших сестер отдали в детский дом. Младшего брата забрал дядя. Отслужив в ВДВ, Тимофей вернулся в родной поселок, но никого из родных не нашел. Сестры и брат Тимофея тоже пытались его найти, но безуспешно.
Восстановить прерванную на 40 лет связь удалось благодаря интернету. Родственники готовы забрать Тимофея к себе, но отшельник не хочет уезжать из тайги.
Почему отшельники не хотят возвращаться к людям, «МИР 24» узнал у психолога Константина Рязанцева.
- Тимофей Меньшиков стал отшельником после службы в армии. По сути, очень молодым человеком. Как объясняет сам, ушел в тайгу, потому что он остался сиротой, вернувшись из армии, не смог найти родственников. Человек решил, что вот, я один на свете, и ушел в лес. Но в сложных жизненных обстоятельствах оказываются многие люди. Однако отшельниками не становятся. Как вы думаете, что подтолкнуло Тимофея, тогда еще молодого человека, выбрать такой жизненный путь?
Константин Рязанцев: Причин много. Во-первых, есть такое социальное явление как маргинальность. Когда человек сталкивается с новыми реалиями жизни, к которым он не был приучен, не был готов, которые не соответствуют его мироощущению, начинает вступать в некий диссонанс с жизнью, он не понимает, куда дальше деться. Ему говорили: ты поступай вот так, отслужи в армии, у тебя будет хорошее будущее. Он приезжает и попадает в другую реальность, где нет того, что он ожидал увидеть. Он понимает, что его жизнь лишена перспектив. Он уходит в отшельники и замыкается в себе, потому что понимает, что его ничего не ждет в будущем, и он хочет найти эмоциональный выход. Он становится отшельником. Это явление достаточно распространено и на Западе: есть так называемые дауншифтеры.
- Это все-таки люди, которые ушли сознательно. А тут так сложилась жизнь: он в восемь лет остался сиротой, потом детский дом и т.д. Ну вот вы говорите: человек попал в обстоятельства. В 21 год человек уходит в тайгу, один. Первая зима в тайге – обустраивать жизнь дико тяжело. Но и тогда он не вернулся. У него же была возможность вернуться в поселок, жить с людьми, но он остался там.
Константин Рязанцев: На самом деле человек, оказавшись в экстремальных ситуациях, закладывает некий вектор привычки. Если взять классику, Антуана де Сент-Экзюпери и его роман «Планета людей». Там он описывает, что негры-рабы, отпущенные на свободу, часто возвращаются к хозяину. Они находят себя при своей маргинальности в свободном мире, но жизнь у хозяина была для него привычной: всегда был кров, всегда была еда, ну, может быть, хозяин как-то обижал.
- Что тут Сент-Экзюпери, у Вальтера Скота в «Айвенго» шут говорит: не знаю, что делать со свободой.
Константин Рязанцев: То же самое и здесь. Человек приходит из армии, сталкивается с другой реальностью, к которой он не может адаптироваться по какой-то причине. Здесь может быть много всего, например, и социопатия как явление (человек настороженно относится к некоему социуму, в котором мы живем, хотя у него есть некая привычная жизнь). Когда заключенные освобождаются из тюрьмы, они устраиваться на работу по гражданской специальности, связанную с этим местом (тюрьмой – прим. ред.). Они уже свободные люди, но остаются там, где сидели. Поэтому очень важно, когда у человека закладываются такие стереотипы. Вот у него есть программа, которая формируется в его иллюзиях, потому что мы все вырастаем на базе каких-то идей и на базе стереотипов восприятия. Когда эти стереотипы не совпадают с реальностью, возникает диссонанс: мы не знаем, что с этим делать.
- Получается, этот якутский отшельник считает себя свободным человеком? Гораздо свободнее других людей, у которых «дом-работа-дом», по выходным на рыбалку либо с друзьями в баню…
Константин Рязанцев: Да, считает себя абсолютно свободным. Он человек интересный, потому что он находит позитивные стороны в своем статусе. Есть два типа мотивации у человека (что бы ни писали учебники по психологии): есть мотивация достижения, есть мотивация избегания. Возможно, в этом случае эти мотивации работают в кооперации. Тимофей сейчас не связан общественными стереотипами, отношениями, которые могли бы его усреднить и сделать винтиком в общественной жизни. Он понимает, что зависит от себя. Он находит какие-то позитивные моменты в собственной способности как-то себя обеспечивать и сливаться с природой.
Полную версию смотрите в видеоролике.