Шедевры не бесценны: сколько стоят знаменитые полотна Третьяковки
Обвиняемый в краже картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» Денис Чуприков на последнем судебном заседании признался, что похитил полотно для привлечения внимания, и действительно, привлек. Не только к себе, но и к выставке. Почти пять месяцев поклонники Куинджи атаковали Третьяковскую галерею, проводя в очереди не меньше четырех часов. Впрочем, после инцидента меры безопасности в музее значительно усилили, а всю коллекцию экспонатов застраховали. В случае ущерба выплаты могут составить до одного миллиона долларов. Корреспондент «МИР 24» Екатерина Макарова попыталась выяснить, сколько стоят залы Третьяковки.
В отличие от современного искусства, стоимость которого зачастую шокирует, произведения классиков публика готова считать бесценными. И все же у каждой вещи есть своя цена. Как правило, стоимость живописной работы определяется ее провенансом – то есть происхождением, а также именем художника и уникальностью сюжета. Вы знаете что-то похожее на «Девочку с персиками»? К полотну Валентина Серова в Третьяковке водят отдельные экскурсии.
«Работа, действительно, знаковая. Прогремевший автор. Она очень изящная, очень красивая. Сама по себе Вера Мамонтова – очень симпатичная девочка, и все окружение прописано очень качественно. Поэтому я думаю, что это один из величайших шедевров Третьяковской галереи, которым она может гордиться. Национальное достояние. Одно из самых дорогих и серьезных. Я думаю, что за 50 миллионов долларов», – сказал арт-консультант Денис Лукашин.
Оценивать шедевры очень трудно, особенно если это национальное достояние из музейного фонда, говорит Лукашин. Впрочем, если ориентироваться на аукционные продажи других работ автора, можно подсчитать приблизительную стоимость и самой его известной. Например, пейзаж Алексея Саврасова «Грачи прилетели» стоит как комфортабельная квартира в центре Москвы.
Не уступает «Грачам» в популярности «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина. Эту картину мы знаем по тканым коврикам, конфетам и картинкам из школьных учебников.
«Если бы она пошла на аукцион и не была в музейном фонде, то мне кажется, аукционный дом ее оценил бы в около 10 млн. А за сколько бы она продалась, это сложно сказать, потому что, действительно, уникальное произведение. Я думаю, что ее потенциал и 15-20 млн долларов», – уверен Лукашин.
Дороже оцениваются «Богатыри» Виктора Васнецова. Его работ на рынке крайне мало, а крупных почти нет.
Даже без учета самых известных и дорогих авторов один зал Третьяковки оценивается в миллионы долларов, а их там больше 60. Но сколько бы ни стоили эти шедевры, на торгах они никогда не появятся. Ведь культурное наследие должно принадлежать народу, а не храниться в частных коллекциях.