Их искусство ничего, кроме улыбки, не вызывает. Не даром и в Советском Союзе, и сейчас в России люди с удовольствием ходили и ходят на выступления юмористов. Правда, в последнее время комиков все чаще называют стендаперами. Как менялся российский юмор и есть ли у него срок годности – выяснила корреспондент «МИР 24» Екатерина Макарова.
Когда-то над шутками участников «Аншлага» и «Смехопанорамы» смеялась вся страна. Геннадий Хазанов, Михаил Жванецкий, Евгений Петросян считались главными комиками Советского Союза, но время диктует свои правила. На смену эстрадным номерам в Россию пришел стендап. Жанр мгновенно полюбился зрителям. Юмор резко отличался от того, что устраивал на сцене тот же Евгений Ваганович. Шутки «ниже пояса» приводили зрителя в неописуемый восторг. Стендап – это, в первую очередь, история от первого лица, когда автор может шутить о личном, не стесняясь в выражениях.
Привлекателен стендап и тем, что им может заниматься абсолютно любой человек. Но чаще в него идут профессиональные артисты или бывшие «квнщики» – для них это и продолжение карьеры, и способ заработать.
Кстати, стендаперы в один голос утверждают – советские артисты, читавшие эстрадные монологи, к стендапу никакого отношения не имеют. Их тексты – это, скорее, литературные произведения – хоть и о насущных проблемах, но с элементами вымысла. При этом выступления Аркадия Райкина часто ставят в пример, ведь в советское время они считались каноническими в сатире. Он не только мастерски перевоплощался, но и тонко высмеивал человеческие пороки. И речь не о лишнем весе или детородном органе недостаточного размера.
В ходу у юных комиков – агрессия и напускная распущенность. Когда зал тебя не принимает, можно продвинуть свои шутки с помощью нецензурной брани. Впрочем, с возрастом это проходит, уверена актриса Юлия Ахмедова.
Старшее поколение считает, что юмор должен быть тонким и продуманным. Стендапу, как и любому другому жанру публичных выступлений, необходимы этические границы. Тогда и шутка, как модно сейчас говорить, «зайдет» и, возможно, будет актуальной еще очень долгое время.
Ефим Шифрин на сцене уже 40 лет. Говорит, за это время юмор как только не менялся. Сегодня же он зашел в тупик. Хороших артистов очень мало, а шутки будто штампуются на конвейере. Чтобы понять, в каком направлении двигаться дальше, нужно взять тайм-аут. Соскучившийся зритель сам решит, что действительно смешно, а что – вымучено и безвкусно.