Депутаты Госдумы приняли в третьем, окончательном, чтении закон, вводящий в Гражданский кодекс РФ (ст. 141.1) понятие «цифровое право» (аналог «токена»), регулирующий определение смарт-контрактов, а также дающий юридическое определение ряда терминов, передает АГН «Москва».
Поправки определяют «цифровое право» как совокупность электронных данных, удостоверяющих права гражданина на вещи, иное имущество, результаты работ, оказание услуг и исключительные права.
Оборот «цифровых прав», согласно поправкам, ведется через внесение записей в централизованную информационную систему. Таким образом, компании, использующие блокчейн-технологии (децентрализованные системы), не смогут вести работу в соответствии с нормами российского законодательства.
Закон дает право гражданину выражать свою волю через электронные или другие технические средства, что приравнивается к письменной форме сделки. Заключенными и действительными будут признаваться сделки, заключенные дистанционно через заполнение электронной формы или отправки смс-сообщения. Признание получат электронные формы доверенности и электронные бюллетени для голосования.
Вводится правило, что факт совершенного компьютерной программой исполнения заключенной сделки (смарт-контракт) не оспаривается.
Для работы с большим объемом данных (big data) в Гражданский кодекс вводится конструкция договора об оказании такого рода услуг и расширяется понятие базы данных («совокупность данных и сведений»). Указано, что договор может предусматривать обязанность не совершать действия, которые позволят третьей стороне получить доступ к информации третьим лицам.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин подчеркнул, что закон формирует основу для развития цифровой экономики – новой сферы для российского права. Он закрепляет базовые понятия и позволяет законодателям дальнейшую работу по регулированию этой сферы. В весеннюю сессию предполагается принять еще несколько законов.
«Новые технологии активно внедряются в экономическую жизнь как в нашей стране, так и за рубежом, но вопросы юридической защиты оставались неурегулированными. После принятия закона граждане и юрлица получат дополнительные гарантии, позволяющие более активно участвовать в развитии экономики будущего», – указал он.
Ранее глава профильного комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников объяснял, что решение не включать в закон положение о криптовалютах связано с тем, что сейчас их введение выглядит преждевременным.
Новые нормы документа начнут действовать с 1 октября 2019 года.