Трагедия на Сямозере: суд в Карелии огласит приговор по делу о гибели 14 детей
Петрозаводский городской суд в понедельник огласит приговор по делу о гибели 14 детей на Сямозере в Карелии. Судья Александр Смирнов объявит вердикт шести фигурантам этого дела. Следствие длилось почти три года. По данному делу проходят больше 20 человек.
Свою вину из фигурантов признал только один – заместитель директора лагеря «Парк-отель «Сямозеро» Вадим Виноградов. А сама экс-директор лагеря Елена Решетова считает себя невиновной. Говорит, что на момент трагедии была далеко. Ей и ее заместителю предъявляют обвинения сразу по двум статьям – оказание услуг, не соответствующих мерам безопасности, и оставление в опасности. Также по этим статьям проходят двое на тот момент инструкторов лагеря Павел Ильин и Валерий Круподерщиков. Последний в момент трагедии был еще студентом Петрозаводского педколледжа. Обвинение просит для подозреваемых реальных сроков заключения: от 4 до 9,5 лет колонии общего режима.
Приговор озвучат и для двоих сотрудников карельского Роспотребнадзора – экс-главе управления ведомства Анатолию Коваленко и врио главы регионального управления Людмиле Котович. Обвинение просит для них шесть лет колонии-поселения. Они давали разрешение на работу лагеря, где были нарушены условия содержания детей, а главное правила безопасности.
Напомним, трагедия на Сямозере произошла в 2016 году. Вадим Виноградов 18 июня проигнорировал предупреждение МЧС о надвигающемся шторме и буквально заставил школьников отправиться в поход. «Я прошу у них прощения, я себе это сам никогда не прощу. Это всегда будет со мной. Лучше пускай они меня проклянут», – говорил он впоследствии на суде.
«Мы пожаловались вожатым. Они сказали «Не паникуйте, мы пойдем на планерку и все узнаем». И там был поставлен ультиматум: либо вы плывете и наплевать каким образом, либо мы не подпишем вам практику», – вспоминает участник похода Александр Браун.
Вожатые уступили. По сути они тоже были детьми: студенты педагогического колледжа, без специальной инструкторской подготовки. Их было всего двое на 26 подростков.
Погода менялась стремительно, поднялась буря. Надувной плот со старшими ребятами устоял. А легкие каноэ, в которые посадили самых маленьких, отстали. Старший группы перестал выходить на связь.
«На рафте пытались позвонить в МЧС. Вадим Виноградов забрал все телефоны и сказал, чтобы никто никому не звонил. Потому что это не такая экстренная ситуация. Нас якобы прибьет к деревне, и мы оттуда на автобусе поедем домой», – говорит участница похода Татьяна.
Вадим Виноградов и директор лагеря Елена Решетова не сразу стали искать пропавших подростков. А тем временем каноэ перевернулись. Дети в шторм из холодной воды спасали себя сами.
«Она спасала детей как могла. К островам их. Обратно прыгала – ребенка брала. У нее несколько детей чуть ли не на руках умерли. Одного или двух она кладет на землю, они ей говорят спасибо и умирают», – вспоминает Александр Браун.
Один из пострадавших чудом сумел дозвониться до местной больницы, но фельдшер приняла крик о помощи за шутку. Маленький Женя в итоге не выжил.
Погибли 14 детей. Экспертиза показала, что большинство из них не утонули, а умерли от переохлаждения и ударов о камни.