Павел Басинский: «Тотальный диктант» – это флешмоб и шанс вспомнить детство. ЭКСКЛЮЗИВ
Писатель и автор текста «Тотального диктанта» Павел Басинский дал эксклюзивное интервью телеканалу «МИР 24», в котором рассказал, как работал над текстами для массовой проверки грамотности и сценарием к фильму «История одного назначения».
- 13 апреля пройдет акция «Тотальный диктант». Как вы считаете, почему организаторы выбрали именно ваш текст?
Павел Басинский: Напомню, что эта акция зародилась в Новосибирске. Есть два случая, когда небольшая частная инициатива стала глобальной. Это «Бессмертный полк» и «Тотальный диктант». Обе идеи зародились в Сибири. 15 лет назад студенты и преподаватели Новосибирского университета решили похохмить – сами себе продиктовали кусочек из «Войны и мира» и таким образом проверили грамотность, в том числе и преподавателей-филологов. Оказалось, что некоторые сделали ошибки. На следующий год к этой акции в Новосибирске присоединились и другие люди, и пошло-поехало.
В этом году, как мне сказали, в «Тотальном диктанте» примут участие 86 стран. На самом деле будет четыре текста. Они будут диктоваться в разных часовых поясах. Первый текст прочитают во Владивостоке, второй – в Сибири, третий – в средней полосе России и Европе, четвертый – в Америке. Это четыре хрестоматийно известных сюжета русской литературы: «Моцарт и Сальери» Пушкина, «Мертвые души» Гоголя, «На дне» Горького и «Зеленая палочка» Толстого.
Последняя – это история о том, как старший брат Льва Толстого в детстве якобы на какой-то зеленой палочке написал рецепт человеческого счастья и закопал ее в лесу в Ясной Поляне. Когда люди найдут эту зеленую палочку, то на земле прекратятся все войны, страдания, голод и наступит райская жизнь.
Мы встретились с главным организатором «Тотального диктанта» Ольгой Ребковец в московском кафе и договорились, что все четыре сюжета будут иметь немножко детективный характер, это будет расследование. Выбор меня в качестве автора – не моя инициатива, это инициатива организаторов. Писали и диктовали «Тотальный диктант» разные люди – и Борис Стругацкий, и Захар Прилепин, и Андрей Водолазкин, и Гузель Яхина, и Алексей Иванов.
- За 15 лет сложилась традиция выбирать столицу «Тотального диктанта» – город, где текст будет читать его автор. В этом году это будет Таллин. Почему организаторы выбрали именно столицу Эстонии?
Павел Басинский: Столица «Тотального диктанта» впервые была выбрана в прошлом году. В 2018-м ей был Владивосток, в этом – Таллин. Все серьезно: города подают свои заявки, обосновывают, почему столица должна быть именно у них, затем в интернете идет голосование, выбираются пять финалистов. В феврале в Новосибирск приезжали представители городов, делали интересные презентации, а жюри, в которое входил и я, в итоге выбрало столицу «Тотального диктанта».
- Это будет ваш первый подобный опыт?
Павел Басинский: Организаторы попросили меня написать еще и пятый текст. Я диктовал его в феврале в Новосибирском университете на Международном конгрессе филологов и лингвистов, там было больше ста человек. Я диктовал им этот диктант, а они, как ученики, писали, потом проверяли на ошибки. 40% написало без ошибок. Это считается невероятно много. По статистике, только примерно 2% получают пятерки. Четверка считается очень хорошей оценкой, тройка – тоже хорошая.
- Наравне с вами в Таллине будет диктовать тренер российской сборной по футболу Станислав Черчесов и актер Кирилл Кяро. На ваш взгляд, для тех, кто будет писать диктант, важно, чтобы текст диктовал известный человек?
Павел Басинский: Конечно! Это здорово, прикольно. У Черчесова, кстати, есть чутье к языку, он любит поправлять журналистов. Диктаторами традиционно выступают известные актеры, например, Харатьян и Хабенский. Это, конечно, очень оживляет. Когда диктовал Хабенский, он буквально всем своим телом и движениями подсказывал, где надо ставить запятые.
- В этом году «Тотальный диктант» пройдет уже в 15-й раз. С каждым годом число его участников растет. Как вы считаете, почему люди хотят проверить свои знания?
Павел Басинский: Думаю, причин много. Одна из них – люди хотят вернуться в детство, сесть за школьную скамью, вспомнить, как учитель им диктовал, а они писали, боялись получить плохую оценку, радостные с пятеркой бежали домой или с двойкой шли домой понурые.
Вторая причина – сейчас люди практически не пишут от руки и даже не пишут длинные письма по электронной почте. Сейчас время социальных сетей, «Инстаграма» и мессенджеров. Зачем писать, когда из любой точки планеты можно позвонить по телефону. В результате происходит обратный эффект – люди хотят взять ручку, листок бумаги и вспомнить, как писать.
Нарастание идет еще и потому, что подключается много зарубежных стран. Дети русскоязычных людей, которые живут за границей, уже не очень хорошо владеют русским языком, родители хотят, чтобы они оставались в русскоязычной среде, поэтому писать «Тотальный диктант» приходят семьями.
Еще одна очень важная причина: люди, которые жили в советскую эпоху, в свое время устали от коллективизма и комсомольских собраний. Сейчас люди устали от одиночества, поэтому так популярны флешмобы. «Тотальный диктант» – это флешмоб, повод собраться, посмотреть друг на друга, поучаствовать вместе в одном деле.
- В прошлом году вы получили премию «Кинотавра» за соавторство в сценарии к фильму Авдотьи Смирновой «История одного назначения». Вам понравилась эта работа?
Павел Басинский: В документальном кино я раньше уже работал, написал несколько сценариев, но это совсем другое. Мне понравилось работать над художественным фильмом, хотя писатели не любят писать сценарии. Кино – это коллективное дело, там от твоего гонора, самовыражения, времени, от того, что ты пишешь, зависит работа огромного количества людей – не только режиссера и актеров, но и шоферов, костюмеров, осветителей.
Второе: кино – это режиссерское искусство, надо понимать, что ты работаешь на режиссера. Ты должен понимать, что он хочет, потому что снимать фильм ему. Мне понравилось.
Мне в данном случае повезло – мы очень хорошо понимаем друг друга с Авдотьей Смирновой, она прочитала все мои книги, она очень любит Толстого, много о нем знает, много читала вокруг Толстого, она очень начитанный человек. Поначалу мы писали с замечательной сценаристкой Анной Пармас. Многие знают ее клипы к песням Шнура «Экспонат» и «В Питере – пить», у них миллионы просмотров. Она действительно очень классный сценарист, нам с ней очень хорошо работалось, мы понимали друг друга. Я знал хорошо историю Толстого, а она – технологию написания сценария.