Годы как будто были не властны над народной артисткой СССР Элиной Быстрицкой, которой не стало на 92-м году жизни. Для многих поколений она – гордая казачка Аксинья из «Тихого Дона». Телеканал «МИР 24» – о главных этапах творческого пути актрисы.
Во время войны маленькая девочка попала во фронтовой госпиталь на Украине. Ужасов, которых она там насмотрелась, хватило на всю жизнь. А дороги войны привели юную медсестру в кино.
«В госпитале, который стоял в Обливской станице, я познакомилась с казачками. Я увидела, что это такое, понимала, какие они, чем отличаются. Узнав, что Герасимов будет снимать фильм, я перечитала «Тихий Дон» и поняла, что мечтаю об этой роли», – рассказывала актриса.
Сниматься она начала рано. Но звездой Быстрицкую сделают три фильма – «Неоконченная повесть», «Добровольцы» и «Тихий Дон».
На роль Аксиньи пробовалась и Нонна Мордюкова. Но Михаил Шолохов, увидев Быстрицкую, воскликнул: «Вот живая Аксинья!».
Режиссер Герасимов требовал максимального перевоплощения. Актриса объедалась сметаной и медом, чтобы поправиться на 15 килограммов. Поборола страх и научилась скакать верхом. А вот так носить коромысло с полными ведрами – вообще настоящее искусство.
«Неоднократно я ходила рано утречком, и одна из пожилых казачек, Баба Уля, говорила: «Давай набирай, теперь неси. Ты энту воду не просто так тащи, а так, чтобы Гришке понравилось». Такие шутки там были», – вспоминала она.
С самой Быстрицкой судьба не раз играла злые шутки. Отец был против театрального института. Режиссер первого в ее жизни театра пригрозил сломать карьеру после отказа от свидания. А в театр «Моссовета» ее сначала приняли, а потом уволили после жалоб от сокурсников. Но характер у нее подстать звезде, жесткий и требовательный. Ее так и прозвали – «железная леди».
Талант и красоту актрисы оценили зрители и критики. За роли в картинах «Неоконченная повесть» и «Тихий Дон» Быстрицкая дважды становится лучшей актрисой – в 1955, а затем в 1957 году.
После «Тихого Дона» Быстрицкая четверть века почти нигде не снимается. Не находила достойных предложений. Ей писали письма со всей страны. Казаки предлагали даже взять имя – Аксинья Донская. Но она всегда оставалась собой, тем более, вне кино. А на экране ее образ горячей казачки до сих пор считают эталонным.