Аксинья всех времен: для Быстрицкой прозвучали последние аплодисменты
В Москве простились с Элиной Быстрицкой. Народная артистка СССР скончалась в минувшую пятницу на 92-году жизни.
У Малого театра с самого утра очередь. В нем Элина Быстрицкая служила больше полувека. Актрису проводили в последний путь аплодисментами поклонники, близкие и коллеги.
«Раньше не было звезд – были наши любимые актеры. Мы их называли кумирами. Быстрицкая, Хитяева, Фатеева. Они не строили из себя звезд, но их любили, и я иду отдать дань великой актрисе».
«Она изумительная театральная актриса. Невероятной силы, мощи. Вот это вот самое главное – сочетание красоты и силы. Это очень большая редкость».
Аксинья всех времен и народов. По происхождению еврейка, так подлинно сыгравшая казачку в шолоховском «Тихом доне». Так страстно играть могла только Элина Быстрицкая.
Быстрицкая, как и ее героиня, всю жизнь шла наперекор. Про нее говорили: характер железный. На войну Элина Быстрицкая попала, когда ей было 13. Родилась в Киеве в семье врачей. И когда началась Великая Отечественная, сама напросилась санитаркой в прифронтовой госпиталь, где выполняла самую трудную физическую работу.
«Я считала себя уже достаточно взрослой. Поначалу мне доверяли только читать раненым газеты, письма», – вспоминала Элина Быстрицкая.
Уже в конце войны Быстрицкая поступила в медучилище. Выучилась на акушерку. А в 1948-ом, наперекор родителям, поступила в Киевское театральное. И потом безупречно на экране играла медиков.
Она всю жизнь любила тех, кого сама выбирала, говорила, что думала и играла только то, что сама хотела. От того и ролей в советском кино всего около 20-ти.
«Просто пребывание на экране для меня не нужно. Я уже побывала», – отмечала Быстрицкая.
Элина Быстрицкая вела на телеканале «МИР» программу про русский язык – «Великий и могучий». А восемь лет назад приняла участие в большом проекте «Вахта памяти» к 70-летию со дня начала Великой Отечественной войны. Читала самый сложный отрывок из поэмы Роберта Рождественского «Реквием».
Она никогда ни о чем не жалела. Даже когда после Аксиньи ее приглашали в Голливуд. Всю жизнь ее сравнивали с Гретой Гарбо. Только в отличие от американской актрисы Быстрицкая прошла войну.
Похоронят актрису на Новодевичьем кладбище.