Россия прощается с символом 1990-х годов: вступил в силу запрет на уличные табло с курсами обмена валют. В Центробанке уверены, что эта мера поможет в защите от мошенников. Подробнее – корреспондент телеканала «МИР 24» Анастасия Глебова.
На заре 1990-х в Ленинграде было несколько мест «черного» обмена валюты. Одно из них – галерея Гостиного двора. Тогда говорили – «пойти менять на галеру». Сюда автобусами привозили иностранных туристов. Чаще всего финских. Путешественники охотно скупали советские рубли, которые позже оставляли в местных ресторанах и магазинах. Валютчики, в свою очередь, укомплектованные долларами, разъезжались по более мелким точкам сбыта.
В Советском Союзе каждый обмен был подобен секретной спецоперации. Цена ошибки – лишение свободы или смерть. Суровая 88-я статья Уголовного кодекса была беспощадной ко всем. Реальные сроки получили даже известные актеры Эдуард Изотов и Владимир Долинский. Впрочем, им повезло больше чем в 1960-е фигурантам другого дела.
В лихие 1990-е «бизнес на валюте» вышел из подполья. 88-ю статью сначала смягчили, потом и вовсе отменили. Бывшие фарцовщики, еще вчера продававшие джинсы, подались в вольные банкиры.
«В то время валютных пунктов было не так много, и в них часто не было денег. И валютчики всегда предлагали более высокий курс обмена. На это люди клевали. И на этом, конечно, лихие ребята обогащались за счет того что обманывали просто. Человек приходил купить шубу, ему надо было поменять рубли, тут же меняли. И человек оказывался не с тремя тысячами долларов, а 300 у него в руках оказалось», – привел пример Николай Пономаренко, в 1990-е годы начальник телевизионного отдела пресс-службы ГУВД.
С тысячи долларов в день можно было заработать сотню. «Быстрые» деньги привлекали в бизнес даже женщин. Ради прибыли менялы влезали в долги. Работали, естественно, под «крышей». Доллары сбывали с рук рядом с магазинами или банками. Предприниматели посолиднее работали в машинах. А потом как грибы после дождя чуть ли не на каждом шагу открылись «официальные» обменные пункты, с вывесками. В Москве – «Обмен валюты», в Петербурге «Обмен СКВ». Валюта стала свободно конвертируемой.
Они научились «чувствовать» деньги, отличать оригинал от подделки практически с закрытыми глазами, понимать, хватает ли купюр в пачке. Но девять лет назад валютчикам перекрыли кислород. Уличные обменники запретили, покупать и продавать доллары и евро закон позволил только банкам и их филиалам. Закончилась целая эпоха. Да и в стране наступили иные времена.
Добавим, что во времена обменных пунктов в ходу были исключительно доллары, как самая стабильная на тот момент валюта. Сегодня же в банках можно обменять рубль на деньги практически любой страны.