Найден последний носитель древнего американского языка
Древний язык, чья история насчитывает несколько тысячелетий, может исчезнуть в ближайшие годы со смертью последнего носителя.
Единственным человеком, который говорит на родовом языке «ямана» коренной общины индейского народа яган (Южная Америка), осталась 91-летняя Кристина Кальдерон, сообщает The Daily Mail.
Этот народ в течение 10 000 лет проживал в отдаленных районах, которые сейчас входят в состав Аргентины и Чили.
Но сейчас Кристина осталась единственным чистокровным потомком яганов после смерти сестры Урсулы и невестки Эмелинды Акуньи в 2005 году.
«Раньше было много яганов, мои папа и мама были яганами, поэтому, когда они родились, они всегда говорили на языке яганов, и именно так я росла», – вспоминает госпожа Кальдерон.
Она добавляет, что начала учить испанский только в девятилетнем возрасте. Но ее дети уже не знают коренного наречия.
Сейчас на планете проживает несколько десятков людей, в чьих жилах течет кровь народа яган, но они перестали изучать коренной язык еще несколько поколений назад.
Кристина Кальдерон отмечает, что сама боится забыть его – некоторые слова ускользают из памяти, и требуется некоторое усилие, чтобы их восстановить.
Ранее ученые установили, что 6 000 – 10 000 лет назад яганы были кочевниками и мореплавателями, покорявшими воды у обеих Америк на каноэ из буковой коры или выдолбленных бревен.
Мужчины добывали тюленей и китов, а женщины ныряли в холодный океан за моллюсками.
Считается, что именно благодаря яганам Огненная Земля получила свое название – путешественник Фернан Магеллан заметил костры, которые жгли на берегу представители племени, и решил увековечить их на географических картах.
Но в XIX-XX веке жизнь этого народа изменилась. Им пришлось покинуть родовые земли и перебраться в выделенную для них резервацию – Вилла Укика. Поэтапное переселение завершилось в 1973 году.
По оценкам Национальной комиссии по развитию коренных народов, в 2000 году насчитывалось 90-100 потомков яганов, но лишь Кристина Кальдерон оказалась чистокровной.
Национальный совет по культуре и искусству Чили признал ее «живым человеческим сокровищем» в рамках Конвенции об охране нематериального наследия, принятой ЮНЕСКО в 2003 году.