Первым, кто держал в руках «Оскар», был уроженец Российской империи. Это произошло в 1929 году, статуэтку получил Льюис Майлстоун или Лейб Мильштейн за фильм «Два аравийских рыцаря». За 90 лет существования киноакадемии советские и российские кинематографисты удостоились главной награды лишь шесть раз. Что если настало время седьмого «Оскара»? В этом году Россия выдвигает в номинации «лучший фильм на иностранном языке» – кино Кантемира Балагова «Дылда». Но как происходит отбор картин и почему американская киноакадемия видит только фестивальное российское кино, а не зрительское, выясняла корреспондент «МИР 24» Валентина Бекшаева.
Исторические кадры с вручения премии «Оскар» в 1981 году. Лучшим фильмом на иностранном языке становится «Москва слезам не верит». За 90 лет существования кинопремии лишь шесть российских фильмов получили заветную статуэтку. Среди них – «Война и мир», «Дерсу Узала», «Утомленные солнцем», мультфильм «Старик и море». Как много из этих картин видел каждый зритель? Стоит признать, что лишь «Война и мир» и «Москва слезам не верит» – ленты, которые получили призы на международных фестивалях и стали всенародно любимыми на родине.
Как сделать так, чтобы российское кино победило в номинации «лучший зарубежный фильм», пытаются давно. Но никакого алгоритма не существует, уверяют эксперты. Кто поедет представлять страну, уже много лет решает Российский оскаровский комитет во главе с Владимиром Меньшовым. Это закрытая организация и до сих пор до конца неизвестно, кто входит в ее состав.
В этом году выбирали с одной стороны интуитивно, с другой – опираясь на универсальную историю картины. Это должно было быть наднациональное кино, рассказывает член оскаровского комитета Игорь Толстунов. Решение приняли практически единогласно: на кинопремию нужно выдвинуть «Дылду» Кантемира Балагова.
Второй фильм в карьере 28-летнего режиссера Кантемира Балагова рассказывает о послевоенном Ленинграде. В центре – судьбы двух фронтовых подруг, которые заново строят свою жизнь. Картину уже оценили за рубежом. «Дылда» получила приз Международной федерации кинопрессы и награду за лучшую режиссуру в категории «Особый взгляд» на Каннском фестивале.
Так и неясно, кто соревновался с «Дылдой» за шанс поехать на «Оскар» в этом году. По одним данным, это был фильм, который еще не был в прокате – «Текст» Клима Шипенко, по другой версии – «Т-34» Алексея Сидорова. Эта картина, к слову, взорвала российский кинопрокат и собрала больше 2 млрд рублей. Это абсолютный рекорд.
Но шанса народной картине покорить американскую киноакадемию не дали. И ясно почему, говорят, критики. «Оскару» нужно сложное кино. Если посмотреть список фильмов от России за предыдущие годы, то там найдется «Русалка» Анны Меликян, «Белый тигр» Карена Шахназарова, «Рай» Андрея Кончаловского. Вряд ли массовый зритель видел хоть одну из этих картин.
То ли наше общество пока не готово к сложному кино, то ли достойную картину все еще не сняли. Спорить можно долго, но факт в том, что количество современных картин, которые в результате попали в шорт-лист «Оскара», можно по пальцам пересчитать: «Двенадцать» Михалкова, «Левиафан» и «Нелюбовь» Звягинцева.
Присоединится ли к этому списку «Дылда» Балагова, станет известно только в январе. А пока картине предстоит покорить американского зрителя. «Дылда» выйдет в прокат в США в самый разгар предоскаровской гонки. И возможно, этот факт повлияет на попадание нашего фильма в шорт-лист «Оскара». Сегодня это даже вероятнее того, что «Дылда» когда-нибудь станет всенародно любимым кино.