Боль земли: трагедия в Спитаке глазами журналистов телеканала «МИР»
Год назад телеканал «МИР» снял документальный фильм «Спитак: боль земли». Автор ленты Руслан Раджабов рассказывает о тех, кто в одночасье лишился всего. И о тех, кто откликнулся на боль незнакомых людей и пришел на помощь.
Спитакское землетрясение наряду с трагедией в Чернобыле стало самой страшной катастрофой последних лет существования Союза. «Было очень тяжело смотреть на процесс извлечения живых и мертвых. У меня несколько человек – я это не скрываю – были отправлены в психушку», – говорит генерал-майор в отставке Николай Тараканов. Николай Тараканов – один из тех, кто руководил спасательными работами, большая часть которых поначалу легла на плечи военных, расквартированных в республике.
Точного числа жертв до сих пор не знает никто. По одним данным, это 25 тысяч человек, по другим – в несколько раз больше. В истории Армении сильные землетрясения случались нередко, и об этом было известно. Непонятно другое: почему те, кто проектировал новые дома, не учли того, что Спитак и близлежащие города находятся в сейсмоактивной зоне.
- Нужно разобраться, почему дома, построенные при Хрущеве выдержали, а новые здания развалились? На пятый день после землетрясения этот вопрос генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева уже звучал как риторический. К этому моменту ответ на него знали все, кто участвовал в спасательной операции. Факты преступной халатности были налицо. «Да, воровали цемент. Да, были бракованные конструкции. Кого наказывать?» – говорит бывший первый секретарь Спитакского райкома Норайр Мурадян. Говорят историю любого города можно проследить по его кладбищу. Здесь тысячи камней с одной и той же датой смерти, указанной с точностью до минуты – 11:41.