Остаться без квартиры: как мошенники подделывают завещания и крадут жилье?
В Москве банда мошенников подделывала завещания умерших людей с целью присвоения их жилья. Они вносили в архивы реестровых книг данные о фальшивых завещаниях и поддельные документы. После чего нотариусы открывали наследственные дела, а мошенники могли оформить право собственности. Затем квартиры формально продавали сообщникам и только после этого выходили на реальный рынок недвижимости.
В результате подозреваемым удалось украсть 15 квартир. На данный момент задержано восемь человек, пятерым предъявлено обвинение и выбрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Неужели подделать завещание так просто? Как мошенникам удавалось в течение столь длительного времени обманывать нотариусов? И почему никто не смог отличить поддельные документы от настоящих, выяснила корреспондент «МИР 24».
Эксперты уверяют, что сегодня подделать какое-либо завещание очень сложно, обычно после смерти человека появляются настоящие наследники, которые тщательно следят за тем, чтобы не было нарушений. Возможно, банда работала в связке с сотрудниками нотариальных контор или намеренно выслеживала одиноких людей, объясняет адвокат Московской коллегии адвокатов Наталья Тарасова.
«Сообщается, что преступники вносили в архивы реестровых книг фиктивные данные о якобы ранее оформленных завещаниях и поддельные «оригиналы» этих документов.
Поэтому не очень понятно, как в данном случае работала эта схема, например, объявлялись ли реальные наследники, заявляли ли они о преступлениях и так далее», – сказала она.
После того, как была создана Единая информационная система нотариата в 2014 году, подделывать завещания стало невозможно, уверяет член комиссии по методической работе Федеральной нотариальной палаты и нотариус Александр Сагин.
«С началом работы Единой информационной системы (ЕИС) нотариата в 2014 году подделка нотариальных документов, в том числе и завещаний, исключена – все нотариальные действия вносятся в Единую информационную систему. Таким образом, даже если мошенники попытаются подделать бумажную версию завещания или иного документа, благодаря реестру ЕИС нотариата, это будет моментально выявлено. И одного запроса от государственного органа или регистратора будет достаточно, чтобы установить факт подделки», – объясняет Сагин.
Если же нотариус совершил ошибку или не проверил должным образом документы, то система страхования профессиональной ответственности вместе с Компенсационным фондом ФНП гарантирует полное возмещение ущерба пострадавшим.
Однако вполне вероятно, что мошенники начали вести свою деятельность 10-15 лет назад, когда системы защиты документов еще не было и им удавалось обмануть регистраторов и граждан с помощью поддельных документов.
«До сих пор такие случаи выявляются, и по ним, конечно, же проводятся следственные действия. Сейчас цифровые системы гарантируют полную защиту нотариального акта от подделки», – сказал Александр Сагин.
В данном случае аферисты могли подкупить сотрудников архивариуса, считает риелтор Юрий Паршиков.
«Опытные риелторы знают, что маленький человек на месте, например архивариус, за десять тысяч рублей может вынести целую папку с документами из реестра, и это даже невозможно контролировать. Подкупить подобного человека просто. Но без нотариуса такая афера все равно не обойдется, он будет в курсе, так как проверяет все архивные документы. Кстати, если нотариус совершает ошибку случайно, то часто старается не доводить дело до огласки, а решает проблему с помощью личных связей. Нечистоплотные на руку риелторы этим пользуются», – заключил он.