Давно были предположения, что Уильям Шекспир частенько писал свои пьесы в соавторстве, но доказательств этого не было. Теперь чешские исследователи с помощью искусственного интеллекта выяснили, что в работе над пьесой «Генрих VIII» Шекспиру помогал драматург Джон Флетчер. Оказалось, он написал несколько сцен, в том числе значительную часть второго действия. Есть версия, что Шекспир – это псевдоним, за которым может скрываться женщина! Кто же еще мог написать «Гамлета» – в репортаже телеканала «МИР 24».
«Ромео и Джульетта», «Сон в летнюю ночь», «Гамлет» – несмотря на то, что эти и другие бессмертные пьесы опубликованы под именем Шекспира, существует множество версий, что автором был не он, а, например, философ Фрэнсис Бэкон или граф Уильям Стэнли. Некоторые легенды выглядят очень правдоподобно. Есть так называемые «рэтлендианцы», которые полагают, что Шекспир – это пятый граф Рэтленд. Он и путешествовал по тем странам, которые служили местом действия для многих шекспировских пьес, и умер в тот же год, когда драматург перестал писать. Другие верят, что автором «Гамлета» был граф Оксфорд. Потеряв в детстве любимого отца, он возненавидел мать за ее новый брак, и поэтому приписал Гамлету эдипов комплекс.
Искушенный ложными пророчествами ведьм, благородный воевода Макбет превращается в злодея. Мечтая о короне, он убивает законного правителя. «Макбет» – одна из самых страшных и загадочных трагедий Шекспира. В ее основе – средневековая история Шотландии. Только в реальности Макбет был не коварным убийцей, а успешным правителем.
Известно, что часть образов и событий Шекспир позаимствовал из хроник историка Рафаэля Холиншеда. Оба текста создавались в одну эпоху и имеют кое-какие сходства. Поэтому некоторые исследовали считают, что Шекспир писал не в одиночку. Загадка личности английского драматурга, как и сам «Макбет», всегда гипнотизировала Олега Меньшикова, который поставил трагедию в театре Ермоловой.
Есть и такое мнение, что за именем Шекспира скрывается женщина. Самая популярная версия – это графиня Мэри Пемброук. Некоторые исследователи подозревают, что благодаря ей героини в трагедиях «Юлий Цезарь» и «Антоний и Клеопатра» такие достоверные. Шекспироведы говорят: если взять и ткнуть наугад в текст Шекспира, можно запросто попасть не в его строчки.
В XVI веке представление об авторском праве было совсем иное, говорит Бартошевич. Соавторство было обычным делом. Драматургов беспокоило только одно: как встретит текст театральный зритель. Если постановка будет успешной, неважно, сколько человек приложили к ней руку. Но все же Шекспир прославился больше, чем его коллеги. За одну способность к мистификации – даже в завещании Шекспир ни слова не сказал о своем творчестве – им восхищаются уже больше 400 лет.