Найденные шедевры: картины каких художников вернулись в музеи
История, достойная детектива Агаты Кристи, произошла в Италии. Обнаружен шедевр Густава Климта. Украденную 22 года назад картину «Портрет женщины» нашли в стене музея в городе Пьяченца. Того самого, из которой ее и похитили. Полотно оказалось замуровано в тайнике, который скрывал густой плющ. Эту находку назвали «лучшим рождественским подарком». Эксперты оценили картину Климта в 60 млн евро. Корреспондент «МИР 24» Валентина Бекшаева – о самых громких похищениях и возвращении шедевров.
Последнее место обитания самой разыскиваемой картины Италии – железный тайник в стене галереи Риччи Одди. Сложно понять, что удивительнее: сама кража или находка «Портрета женщины» Климта. Ведь судя по всему, полотно пролежало прямо под носом полиции 22 года. Именно из этого музея в 1997 году похитители вынесли портрет. Вор вооружился удочкой, через окно поддел картину и вытащил ее наружу. Но как портрет оказался в стене? Версий несколько. Может, преступники до кражи оборудовали тайник и решили спрятать там картину, пока не утихнет ажиотаж. Может, Климта подкинули совсем недавно.
Вероятно, портрет кисти Климта воры так не смогли продать. Кто же рискнет купить краденный шедевр? Разве что коллекционер-фанатик, чтобы спрятать подальше и никому не показывать, или человек, одержимый идеей справедливости. Таким был похититель знаменитой «Моны Лизы». В 1911 году итальянец Винченцо Перуджа вынес ее из Лувра. Он якобы решил вернуть картину на родину – пытался передать ее в коллекцию итальянского музея. Но вместо того, чтобы пополнить собрание знаменитой «Джокондой», владельцы галереи сообщили в полицию. Через два года картина вернулась в Париж.
До сих пор некоторые искусствоведы спорят о том, подлинник ли сегодня выставляется в Лувре. Отличить оригинал от подделки на глаз не может даже самый именитый специалист. Каждый возвращенный шедевр проходит длительную экспертизу. Рентгенограмма – один из этапов экспертизы. Принцип тот же, что и в больнице: снимок картины просвечивают, ищут отличительные черты художника: будь то форма мазка или перспектива.
В московской лаборатории проводят самые полные исследования. Картину сначала изучают в архивах, затем под микроскопом смотрят красочный слой. После отправляют на химический анализ. Такая экспертиза может длиться от месяца до полугода. На столах специалистов бывали подлинники Врубеля, Айвазовского и многих других авторов.
Несколько экспертиз было назначено и по картине Куинджи – той самой, что в начале года на глазах у посетителей вынес с выставки похититель. «Ай-Петри. Крым» нашли быстро, спустя сутки. Дерзкая кража имела счастливый конец: картина не пострадала. Но зачастую воры не церемонятся с шедеврами искусства. В 2003 году три картины – Ван Гога, Пикассо и Гогена – нашли в общественном туалете. Грабители вынесли работы из галереи в Манчестере. К найденным полотнам прилагалась записка: «Мы не хотели красть эти картины, просто хотели указать на плачевную ситуацию с безопасностью».
Системы безопасности в музеях сегодня самые передовые. Например, «Мона Лиза» в Лувре хранится под бронестеклом в отдельном зале под усиленной охраной. Но есть произведения искусства, которые исчезли из музеев, и следы их не нашли. В списке нераскрытых арт-преступлений – потеря картин Караваджо, Ван Гога, Сезанна, Рембрандта и Дали. Возможно, владельцам галерей, из которых они были украдены, следует еще раз проверить территорию вокруг зданий и чаще расчищать их от плюща.