Операция «Шторм 333»: как советские войска штурмовали дворец Амина в Афганистане
Ровно 40 лет назад советские войска вошли в Афганистан. Колонны 40-й общевойсковой армии Туркестанского военного округа пересекли границу по понтонному мосту через реку Амударью. Первой боевой операцией стал штурм дворца руководителя страны Хафизуллы Амина, сообщает корреспондент «МИР 24» Дмитрий Барбаш.
Историки военной науки эту операцию до сих пор называют уникальной. Ровно 43 минуты понадобилось советскому спецназу, чтобы штурмом взять хорошо укрепленный дворец председателя Революционного совета Афганистана. «Почему вы сумели за такой период? Формула была одна: если не мы, то нас», – сказал участник штурма дворца Амина Сергей Голов.
1979 год. Позиции СССР в Афганистане пошатнулись. К власти пришел Хафизулла Амин, амбициозный и жестокий лидер. Он начинает террор против Народно-демократической партии – союзника Москвы. «Он по натуре был человеком решительным, он привык расправляться с противниками быстро, с кровью или без», – отметил подполковник ГРУ в отставке Зокир Кодыров.
В юности Амин учился в Колумбийском университете США. В Москве не исключали, что он агент ЦРУ. И страна под его руководством скоро отвернется от Советского Союза. В Москве решают: Амина устранить. Однако для этого нужно взять его дворец, а там несколько тысяч человек вооруженной охраны, пулеметы, зенитки. В КГБ СССР разрабатывают операцию под кодовым названием «Шторм 333».
Полковник Рустамходжа Турсункулов рассказывает, что выполнение секретной миссии поручили бойцам только что сформированных подразделений – сводных отрядов Комитета госбезопасности «Зенит» и «Гром», куда вошли офицеры группы А, и «мусульманскому батальону» Главного разведуправления Генштаба. В нем таджики, узбеки, туркмены – отличники боевой и политической подготовки. «Обучение шло на русском языке, никаких молитв. Водитель мог работать и снайпером, и пулеметчиком. Все должны были уметь пользоваться средствами связи, оказывать медицинскую помощь», – рассказал ветеран военной разведки, кавалер ордена Ленина Турсункулов.
27 декабря 1979 года переодетый в форму солдат афганской армии спецназ пошел на штурм. Сопротивление охраны Амина было отчаянным. «Был приказ: живых практически не оставлять. Такова война, и здесь уже не спрашиваешь о том, кто правый или левый», – сказал участник штурма Голов.
Задачей Рустамходжи Турсункулова было на броне доставить до дворца офицеров «Зенита». Входить внутрь у бойцов «мусульманского батальона» приказа не было. Однако атака, рассказывает Турсункулова, захлебнулась. И он принял решение идти на помощь. «Ребята, говорю, побежали туда. Задачи я их не знаю. Если кто-то из вас добежит – я думал, меня убьют, – представитесь, про пароли не забывайте, повязки. И перейдете к ним в подчинение», – рассказал он.
Президентский дворец охраняли (не только внутри, но и снаружи) элитные батальоны афганской армии и танки, вспоминает Ашур Джамолов. Во время штурма он захватил одну из боевых машин. «Если стрельнуть из танка, полбатальона не останется в живых. Это грозное оружие. Если бы их не взяли, возможно, не было бы и штурма», – подчеркнул участник операции «Шторм 333».
Потери советской стороны составили 14 человек. В отрядах КГБ «Гром» и «Зенит» погибли пятеро офицеров, в том числе Григорий Бояринов, участник Великой Отечественной войны. Полковник, непосредственно руководивший этой операцией. Кроме успешно выполненной задачи спецназ получил тогда и бесценный опыт, который до сих пор используют подразделения ФСБ – «Альфа» и «Вымпел».