Дети блокады: хроника жизни осажденного Ленинграда в дневниках школьников
Автору легендарного дневника блокады Тане Савичевой сегодня исполнилось бы 90 лет. Девочка из осажденного Ленинграда не пережила войну. Всего в кольце блокады оказались 400 тысяч детей, сообщает корреспондент «МИР 24» Эльмира Низамова.
«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня» – всего несколько фраз девочки из блокадного города, за ними сотни тысяч историй. На страницах дневников подростки Ленинграда могли бы писать о первой любви, пришлось – о боли и страхе.
Девять листочков из записной книжки Тани Савичевой известны на весь мир. Оригинал уникального экспоната находится в фондах Музея истории Петербурга. Яркий свет и влажность для бесценного документа губительны. Его хранят в коробке из бескислотного картона, завернутым в микалентную, хлопковую бумагу. Достают крайне редко.
На первых листах рабочие записи конструктора-чертежника Нины Савичевой. Изначально эта вещь принадлежала старшей сестре Тани. Возможно, поэтому девочка особенно ее берегла. «Было темно, исчезали карандаши, бумага нужна была для растопки буржуек, но самое главное – люди ослабевали, но все же многие вели дневник всю блокаду», – сказала хранитель рукописно-документального фонда Государственного музея истории Санкт-Петербурга Людмила Баклан.
Это воспоминания уже другой Тани – Вассоевич. Ее тетрадь как хроника блокады: день за днем как копала траншеи, расплачивалась хлебом за похороны родных и просто жила. «После того как моя мама потеряла и 16-летнего брата, и маму, наступила весна 1942 года, стало потеплее. И вдруг когда один из аквариумов оттаял, ожила золотая рыбка», – рассказал сын жительницы блокадного Ленинграда Татьяны Вассоевич Андрей Вассоевич.
Запах супа в школьных коридорах – еще одна радость тех дней. Даже в осажденном городе дети учились – по сокращенному плану, без записей. Берегли руки от холода. В 1942 году школы блокадного Ленинграда выпустили 532 ученика. 70 из них получили аттестат с отличием.