Сюрреализм – это я: в Москве открылась выставка Сальвадора Дали
Мастер сюрреализма. В Москва открывается выставка Сальвадора Дали. Из Испании в Россию привезли рекордное количество полотен – почти две сотни, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Михаил Пранович.
Яркие краски, глубокие образы и сплошное геометрическое безумие – это все Сальвадор Дали. В Москве работы самого известного в мире сюрреалиста, конечно, видели и раньше. Но эта выставка в Центральном Манеже – самая масштабная в истории России: 188 холстов, которые рассказывают о художнике все.
Из Мадрида в Москву шедевры летели несколькими самолетами. На земле их встречал полицейский кортеж и бронированные фургоны. Стоимость всех работ Сальвадора Дали оценивается в миллиарды долларов, и рисковать всемирным наследием никто не решился.
Открывает экспозицию «Кадакес» – холст, который Дали написал в 15 лет. Здесь нет еще ни капли сюрреализма. Первые намеки на него появятся спустя два года в автопортрете с рафаэлевской шеей. Залогом успеха картины стали эксперименты не только с красками, но и с косметикой.
Чтобы зрителя ничто не отвлекало, во всех залах экспозиции кромешно темно. Каждая картина отдельно подсвечивается прожектором сверху. Такой прием на выставках Дали используют впервые.
Дали не считал себя сюрреалистом. Говорил: «Сюрреализм – это я». И многие искусствоведы согласны. Он видел все по-своему: красоту женского тела, природу, эмоции, главные события века. В своих работах Дали отразил и ужас войны. Сброс атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки летом 1945-го для художника стал «сейсмическим потрясением». Именно так он описал тогда свои чувства. Позже написал и картину.
«Ураново-атомная меланхолическая идиллия» не просто отразила страх и ужас художника от произошедшего в Японии, но и открыла новый период в творчестве – ядерный мистицизм.
О военном времени рассказывает и «Мягкий автопортрет с жареным беконом». Одна из очень известных работ. Дали написал ее в момент бегства из Европы от фашизма.
«Эта обвисшая кожа символизирует новую пору его жизни. Это как кожа змеи. Когда змея сбрасывает кожу, начинается, по сути, новая жизнь», – отметил Владимир Воронченко.
Но если в творчестве интересы менялись, то сердце сюрреалиста принадлежало одной женщине. В Испании ее звали Гала. В России, откуда она родом – Елена Ивановна Дьяконова.
Художник настолько любил свою жену, что доверял ей абсолютно все. Он не раз рисовал ее, а иногда и подписывал свои работы не просто Сальвадор, а Гала Сальвадор Дали.