Евросоюз осуществил первую поставку партии медикаментов в Иран, не взирая на санкции США, действующие против Ирана. В заявлении МИД ФРГ говорится: «Франция, Германия и Соединенное Королевство подтверждают, что первая транзакция успешно проведена через INSTEX, что сделало возможным вывоз медицинских товаров из Европы в Иран».
Тем самым Европа фактически выступила против позиции США. Почему это произошло и означает ли это, что после эпидемии возможно переформатирование мирового порядка, рассказал в интервью «МИР 24» главный научный сотрудник института международных исследований МГИМО Андрей Казанцев.
«У Евросоюза всегда была установка, что если США вводит против кого-то санкции, а ЕС их не вводит, то эти санкции не распространяются на игроков ЕС, – говорит эксперт. – Это позиция очень влиятельных игроков в странах ЕС, в частности – в Германии. Причем не только по иранским санкциям США, но и по санкциям против России. В частности, по поводу Северного потока – 2».
Сейчас же речь идет о помощи другому государству в связи с эпидемией коронавируса.
Поэтому ЕС сейчас может и должен помогать Ирану. В таких случаях речь ни о каких санкциях вообще не может идти, потому что это помощь людям, считает эксперт.
Что касается будущего мира, Казанцев утверждает, что в любом случае какое-то переформатирование отношений будет, но скорее всего ослабления ключевых игроков при этом ждать не стоит.
Ситуация может развиваться по одному из двух сценариев. С одной стороны, теоретически возможен мягкий вариант, при котором все страны будут помогать друг другу и объединяться против общих угроз, поскольку такие угрозы, как коронавирус и другие заболевания нельзя удержать в рамках одной страны. Это угроза всем людям.
Было уже много ситуаций, когда человечество сталкивалось с какими-то проблемами, и, как правило, страны начинали выходить из них, яростно обвиняя друг друга. Достаточно привести пример Великой депрессии в XX веке, которая, как известно, предшествовала Второй мировой войне. «Так что, скорее всего, мир не станет добрее и лучше после того, как эпидемия коронавируса останется в прошлом», – заключил политолог.