Штурм Берлина: 2 мая Красная армия взяла логово фашистской Германии
Этого момента ждали 1411 дней. 2 мая 1945 года сквозь дым разрывов наступающие части Красной армии увидели над Рейхстагом красное знамя. Имена Мелитона Кантарии, Михаила Егорова и Алексея Бересты вошли в историю. Но в тот день это знамя было не единственным, сообщает корреспондент «МИР 24» Дмитрий Барбаш.
Татьяна Степановна показывает фотографию своего отца, сделанную ровно 75 лет назад – 2 мая в Берлине. Именно бойцы батальона капитана Степана Неустроева штурмовали главный вход в Рейхстаг. И последний бой был самым трудным.
«Очень много погибло наших солдат. Папин ординарец погиб на ступеньках Рейхстага, с которым они прошли всю войну. Как отец рассказывал, там не то что за каждую комнату, за каждую ступеньку бой шел», – рассказала дочь Героя Советского Союза Татьяна Неустроева.
Гарнизон нацисткой цитадели оборонялся с особым упорством. Сдаваться не собирался. Немцы даже высадили десант в правительственном квартале. Но поражение было неизбежным. В каждую советскую дивизию, которая рвалась к логову врага, привезли знамена. 150-й Идрицкой стрелковой дивизии досталось полотнище под номером пять. Его вручили разведчикам Михаилу Егорову, Мелитону Кантарии и замполиту Алексею Бересту.
«Они забрались на фронтон, не на крышу. На конную статую Вильгельма II прикрепили Знамя Победы. А уже 2 мая Знамя Победы ими же было перенесено на купол Рейхстага», – уточнила Татьяна Неустроева.
У этой могилы всегда живые цветы. Здесь в родном городе Джвари похоронен Мелитон Кантария. Скромный обелиск во дворе школы, где учился Герой Советского Союза. И надпись на грузинском «Солдат-победитель».
«Он про войну много говорить не любил. Когда я был в Москве, мы однажды поехали в Государственный музей истории. И тогда я своими руками потрогал знамя», – сказал племянник героя Борис Кантария.
Они дружили до самой смерти. Два разведчика – Мелитон и Михаил. В этой капсуле в Грузию из России привезли землю с могилы Егорова. Так завещал Кантария. «С Егоровым они после войны отдыхали в Сухуме. Он всем людям помогал. Понимаете, всем протягивал руку помощи. Он был не просто героем, он был человеком настоящим», – подчеркнул Борис Кантария.
Этот снимок тоже стал символом Победы. Его Евгений Халдей сделал 2 мая 1945 года. Знамя, ставшее историческим, фронтовой фотокорреспондент привез накануне из Москвы. Сшил из скатертей, которые «одолжил» на работе в ТАСС.
«Семен Иванович, не можешь ты мне одолжить три скатерки, которыми накрывали столы в месткоме. – Тебе зачем? – Мне ненадолго, я тебе верну. – А что я за это буду иметь? – Две бутылки водки, хватит», – рассказала дочь фотографа Анна Халдей.
Когда бои уже стихли, Халдей попросил солдат Алексея Ковалева и Абдулхакима Исмаилова водрузить знамя над Рейхстагом. Для композиции оно должно было развеваться над всем городом. На крыше долго выбирали самую верхнюю точку. Пришлось даже рисковать. «И он попросил Ковалева: залезь на эту пешку. А он говорит: я могу и туда нырнуть. Тогда Исмаилов взял его за ногу», – добавила Анна Халдей.
2 мая сотни красных знамен появились и на других крышах Берлина. Советские солдаты расписывались на развалинах поверженного Рейхстага. Писали фамилии и тех, кто не дожил до этого дня. Но до конца войны еще оставалось целых семь дней.