«Нет образа врага»: почему треть россиян не верит в коронавирус?
Более трети россиян не верят в опасность коронавируса. Об этом свидетельствуют данные исследования Высшей школы экономики. В интернет-опросе, который проводился в пять этапов с 18 марта по 26 мая, приняли участие более 30 тысяч человек из всех регионов России в возрасте от 20 до 60 лет. В итоге выяснилось, что 32,8% россиян не верят официальным данным о коронавирусе: 23,2% участников опроса полагают, что коронавирус – это выдумка «заинтересованных лиц», еще 9,6% считают, что опасность эпидемии преувеличена.
Среди тех, кто не верит в существовании в пандемии, 43% признались, что продолжают навещать родственников и друзей, еще 54% опрошенных рассказали, что регулярно выходят на прогулки. 74,22% из числа скептиков считают, что вводить режим самоизоляции не было необходимости. Наибольшее число так называемых ковид-диссидентов (41,1%), как выяснилось, проживает в Южном федеральном округе.
Почему, несмотря на высокий уровень заболеваемости почти во всех странах мира, россияне до сих пор не верят в то, что коронавирус опасен? «МИР 24» выяснял у экспертов.
Данная проблема, скорее всего, имеет психологические корни, считает научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ, социолог Мария Кравцова.
Сказывается и недостаток информации, отмечает Кравцова. По ее мнению, и в интернете, и на телевидении следовало бы показывать больше репортажей из больниц и рассказывать о тяжелых пациентах с ковидом – это вселило бы в людей отрезвляющий страх. Такую точку зрения разделяет и психолог, профессор Андрей Зберовский.
«С моей точки зрения, к сожалению, правильное освещение проблемы коронавируса не было построено, – говорит он. – Плохо была представлена обществу эта проблема. В психологии есть такое понятие – «образ врага». Образ врага должен быть максимально наглядным, максимально понятным, четким. К сожалению, у нас образа врага нет. Огромное количество людей до сих пор не понимает, что этот коронавирус делает с организмом, к каким страшным последствиям это приводит. Только спустя месяц изоляции появились какие-то первые видеорепортажи из больниц – опять же, мало что показывающие. То есть у людей нет «картинки» – что вирус делает, как это выглядит, как страдают люди, как они умирают, какие получают негативные последствия».
Современное медиапространство часто вводит людей в заблуждение, отмечает Зберовский. Разнообразие мнений, многие из которых далеки от экспертных, сеют хаос в умах людей и заставляют даже самых образованных сомневаться в истинности угрозы.
«Это на самом деле огромная проблема и беда. Огромное количество даже образованных людей так и не понимают ни механизма негативного воздействия вируса, ни его последствий. Для того, чтобы у людей в голове сформировалась четкая позиция, должна быть четкая информация. А мы ушли в болтовню. Есть N-ное количество мнений, и, соответственно, у человека возникает в голове очень широкий разброс каких-то позиций. Отсюда возникает поле для догадок, для спекуляций блогеров, спекуляций политических и иных других. Должна быть единая, четкая, связная концепция – ее, к сожалению, нет. И это очень большая проблема нашей информационной политики», – считает психолог.
При этом он отметил, что россияне склонны верить в теории заговора ничуть не больше, чем жители других стран. В Европе и США люди гораздо более склонны верить во всевозможные конспирологические теории, в том числе касательно коронавируса, отметил психолог.
Кстати, в Кремле на результаты исследования ВШЭ тоже отреагировали. Так, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, недавно переболевший коронавирусом, сказал следующее: