Сегодня 95 лет со дня рождения знаменитого советского и российского режиссера Петра Тодоровского. Он снял десятки фильмов, которые всегда вызывали отклик у зрителей. Его «Военно-полевой роман» и «Интердевочка» стали своеобразными символами эпох. О мастере – в репортаже корреспондента «МИР 24» Андрея Еганова.
- Утром наступление, я вас так люблю, а имени вашего не знаю.
- Люба.
Его «Военно-полевой роман» вскружил голову всей стране. Как и остальные работы, Тодоровского эта стала точным отражением своего времени. Фильм даже номинировали на «Оскар». Режиссер проявил свой талант в полной мере, став также автором сценария и музыки к фильму.
Военная тема – особая в творчестве режиссера. Ей Тодоровский посвятил несколько картин. Он сам видел и знал войну. С 18 лет воевал, освобождал Варшаву и брал Берлин. Дослужился до лейтенанта. Уже после смерти режиссера его жена экранизировала последний сценарий Тодоровского «Встреча на Эльбе». В нем Петр Ефимович рассказывал о том, что пережил сам.
Его поезд шел стремительно, без остановок. Что ни год – новый сценарий или фильм. В главных ролях – исключительно звезды советского кино: Валентин Гафт, Людмила Гурченко, Сергей Шакуров и многие другие. В 1989-м Петр Тодоровский взорвал советский кинематограф своей «Интердевочкой».
«В нашем государстве это явление социальное отсутствует полностью», – говорит героиня фильма о проституции.
До него никто не решался заговорить на эту тему. Тодоровский же подал ее деликатно и вместе с тем пронзительно. Одни называли картину духом перестройки, другие укоряли фронтовика в разврате.
- Мы, которые приехали из Вологды...
- Новгорода.
- Да, Новгорода, Череповца, нам рассчитывать не на кого, крутись, зайчик, как хочешь. Правда никто не спросит, а жрала ли ты...
Свою последнюю работу – драму «Риорита» мастер снял всего за 39 смен – будто торопился оставить еще одно свидетельство о том времени.
На съемочной площадке Тодоровский был готов жить – будь то полный метр или маленькая роль. Коллеги всегда удивлялись его работоспособности – и в 40, и в 80 лет.
Сейчас режиссерскую династию Тодоровских продолжают его сын Валерий. Создатель таких шедевров, как «Стиляги», «Оттепель». И внук, которого тоже зовут Петр Тодоровский.