С камерой наперевес: памятник фронтовым кинооператорам открыли в Подмосковье
В Подмосковье открыли первый в мире памятник фронтовым кинооператорам. Бронзовая фигура стоит на постаменте в форме объектива. Позади располагаются стеклянные полосы с изображениями кадров хроники. В годы войны кинооператоры наравне с солдатами делили тяготы и лишения. Половина получила тяжелые ранения, а каждый четвертый погиб. Историю одного из тех, кому посвящен монумент, узнавал корреспондент «МИР 24» Андрей Михайлов.
Знаменитую фотографию военный фотокорреспондент Евгений Халдей назвал «Завтра была война», но в историю она войдет под названием «Первый день войны». Сделав снимки тревожной Москвы, Евгений Халдей первым из своих коллег фотокорров уезжает в командировку в Мурманск.
«Мурманск стал на два года практически его площадкой для творчества, если можно так сказать. Сюда шли корабли с одеждой, был конвой который сопровождал это – подводные лодки. Это место, которое никак не могли гитлеровцы захватить», – поделилась дочь Анна Халдей.
Что снимать? Это был основной вопрос тех, кто был отправлен на фронт по заданию редакции. В каждой армейской части был как минимум один человек с камерой. Снимать только то, что мобилизует народ на борьбу с врагом. Таким образом политической руководство сняло этот вопрос.
«Показывать следовало боевую работу Красной армии и флота. Умение, доблесть и героизм бойцов Красной армии, умело владеющих оружием и наносящих поражение врагу», – отметил кандидат исторических наук Сергей Третьяк.
Чтобы получить редкие кадры, операторам приходилось изобретать новые виды съемки. На северном фронте Халдей упросил летчиков пустить его ради редкого кадра в бомболюк.
«Был бой воздушный. Он говорит, что когда сели, аэродром был покрыт такой мелкой галькой, а бомболюк был весь в щелях. Он говорит, что мне порезало все лицо этой грязью. Но в первую очередь он аппаратуру закрывал, а не себя», – добавила дочь Анна Халдей.
На войне оператор и фотокорреспондент должны были уметь делать все сами – проявлять пленку под пулями, в непогоду, в холод и жару. Пленку берегли больше чем себя. Проявленный материал расписывали по кадрам и отправляли в Москву.
«Если было срочное задание, например, прибыл английский конвой, то надо было это давать срочно в номер. Он ехал туда-обратно, и никто не знал, вернется он или нет . Авиацию сбивали в любое время», – отметила Анна Халдей.
Борис Соколов перед войной закончил ВГИК. В 1941-м он оператор московской студии кинохроники, снимал бои в Польше и Германии. Был среди тех операторов, кто первыми ушли на фронт. Вслед за ними на войну отправились уже все кинохроникеры и документалисты страны. К середине июля на фронте было больше 200 операторов. Их первые кадры – тысячи беженцев и пикирующие на них юнкерсы.
И если фотокорры снимали часто постановку, то операторов просили снимать хронику войны, создавать ее кинолетопись.
«Инсценировки были запрещены , поначалу, конечно, что-то снимали по несклько раз, но тогда и снимать особо было вроде нечего», – сказал фронтовой кинооператор Борис Соколов.
Военкорры снимали капитуляцию Паулюса под Сталинградом, благодаря кинохронике все узнали о зверствах фашистов в концлагерях, увидели последний штурм Берлина и Нюрнбергский процесс. Великие мгновения XX века снимало всего 52 кинооператора из 260 ушедших на фронт.