Тапки, ковры, шарфы – войлочные изделия не теряют своей актуальности и в современном Казахстане. Мастера создают их по старинным правилам и используют для украшения национальные орнаменты. Как современность сочетается с народными традициями, узнавал корреспондент «МИР 24» Тимур Сандыбаев.
Шерсть тонкая изящная или прочная полугрубая. Именно от качества волокна, его фактуры и цвета зависит будущее изделие. Например, тапки должны быть долговечными, поэтому мастера используют сырье грубошерстных пород овец.
Слой за слоем пряди выкладывают на огромные шаблоны. Затем добавляют горячий мыльный раствор и начинают длительный процесс уваливания. Механическое воздействие прочно скрепляет волокна в однородную массу. Теперь это не просто шерсть, а войлок.
На втором этапе с помощью колодок тапкам придают правильную форму и отправляют сохнуть. Готовое изделие украшают национальным орнаментом. Чаще всего это «кошкар муйыз» или «бараньи рога». Он символизирует жизненную силу, благополучие и достаток. Если на валяние обуви требуется восемь часов, то для изготовления изящного тонкого шарфа нужно несколько дней.
Войлок всегда защищал казахов от холода и зноя. Например, тысячелетиями из этого природного материала кочевники делают юрты. На покрытие одного мобильного жилища нужно около 100 килограммов шерсти. Недостатка в ней никогда не было – отары всегда большие. Убранство внутри тоже из войлока. Это традиционные ковры: текемет напольный и сырмак настенный. В Музее искусств Алматы можно посмотреть экземпляры, которые датируются IV веком до нашей эры. Специалисты говорят: технология не изменилась.
Войлок в жизни кочевников всегда занимал почетное место. На нем проводили обряды, спали, короновали, рожали детей и умирали. В современной истории гипоаллергенные свойства шерсти позволяют использовать ее даже в медицине.
Валяние популярно и за пределами Казахстана. Оно считается модным рукоделием, а также арт-терапией в странах Содружества и дальнего зарубежья: Германии, Скандинавии, Италии и Японии.