Ангел со сломанными крыльями: новый памятник Есенину в Москве вызвал споры
Новый памятник Сергею Есенину в Москве вызвал жаркие споры. Скульптуру во дворе музея поэта установили к 125-летию классика. Таким поэта еще точно не изображали. Фигура драматично откинута назад, вместо рук – сломанные крылья, а на шее – след от веревки. Идею скульптора поклонники Есенина не оценили. Что же хотел сказать автор монумента, выяснял корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов.
Открытие памятника великому поэту. Цветы к подножию, много журналистов и видеокамер. Едва скульптуру рассмотрели и показали общественности – в интеллигенции раскол. Не таким его помнили миллионы советских, а потом и российских граждан.
«Я прекрасно понимаю тех, кто пришел просто в ужас от этого памятника. Но это опять же потому, что это непривычно, потому что у них в голове сложился образ этого прекрасного рязанского паренька беловолосого»,- пояснила журналист, поэтесса, литературный критик Людмила Казакова.
И этот беловолосый паренек едва ли не пронзительнее всех писал о России и любви, о счастье и тоске. В Советском Союзе его увековечили в том самом романтическом образе. В каждом сборнике его стихов, во всех учебниках литературы.
Например, гравюра народного художника СССР Федора Константинова. 1965 год. На ней выросли три поколения советских граждан. Печать – треть миллиарда экземпляров. А это первый в стране – официально освещенный на Центральном телевидении – памятник Есенину на бульваре в его честь. В 1972-м году. У этого Есенина фотографировались, у его ног назначали свидания.
После памятника на Есенинском бульваре – сотни новых. В разных городах СССР. И с десяток за рубежом. И везде его образ, как говорится, в том самом стиле. Однако у Григория Потоцкого, автора памятника, свое видение.
«Те работы, которые есть, они ни о чем не говорят. Они не дают возможность зацепиться. И вдруг в какой-то момент я понимаю, что это ангел русской поэзии со сломанными крыльями. Сначала возникает словесный образ – «ангел русской поэзии», и, когда я делаю этого ангела, его крылья сломаны, откинуты назад, руки заломлены, я понимаю, что я сделал распятие», – пояснил скульптор Григорий Потоцкий.
Тем временем в интернете петиции о запрете скульптуры. «Страшный. Неэстетичный. Непозитивный». Да и об отношении поэта к смерти цитируют. Есенин и в этом ведь был тот еще эстет. Хоть и малоизученный.
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
«Полууродец – этот памятник, потому что он не долеплен. А разве ж сам Есенин свою жизнь долепил?! Разве он ее прожил до конца? Нет! То есть это вечное незаконченное какое-то. Эти крылья могли оторваться в конце концов. Он мог собраться – и полететь! Эти мускулы могли обрести силу. Совсем не обязательно спокойную силу. Он мог лететь, как орел. А он шлепнулся», – прокомментировала Людмила Казакова.
Но все это больше к знатокам биографии поэта. Ценители новой скульптуры говорят о противоречивом характере классика и о том, что скульптор впервые о нем правду показал.
«Он имеет право, и это XX век подтвердил, на самые радикальные идеи… Другое дело талантливо или неталантливо? Бывает, что художник сделал очень талантливо, а зрители не догоняют», – сказал скульптор, народный художник РФ Салават Щербаков.
Уже после 1 ноября скульптуру уберут с территории Есенинского музея в Москве. Быть может, из-за возникших споров, но, скорее всего, потому что изначально ее не задумывали как стационарный памятник, но как инсталляцию.
Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада...
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.