Ученые выяснили, как гены мешают распознавать запах рыбы
Исследователи из Исландии проанализировали геномы более 9000 человек и сравнили эти данные с показателями испытуемых в различных тестах на запах. Вариации в так называемом рецепторе TAAR5 (это функциональный следовой амин-связанный рецептор, который действует как обонятельный) могут повлиять на то, как люди распознают запах рыбы.
Они также обнаружили варианты, которые усиливают запахи корицы и лакрицы, а запах рыбы становится неотличим от сладких роз, карамели или вообще никак не различим для одного из 50 человек.
У людей запахи обнаруживаются с помощью обонятельных рецепторов, которые кодируются в нашей ДНК 855 обонятельными генами. Причем функционируют из них только около 400. Потеря почти половины обонятельных генов пока непонятна. Неясно и как именно генетические вариации приводят к различным кодировкам обоняния.
Поскольку наше обоняние очень важно для восприятия вкуса, эти варианты, вероятно, влияют на то, нравится ли нам пища, содержащая эти запахи. В своем исследовании профессор Гисладоттир и коллеги проанализировали ДНК 9122 исландцев, уделив особое внимание геномам, связанным с обонянием.
Исследователи объяснили, что в тесте использовались ароматы рыбы, банана, корицы, лимона, лакрицы и мяты. Команда выявила три специфические вариации между геномами испытуемых.
Первый – это ген обонятельного рецептора, называемый Trace amine-associated receptor 5, или «TAAR5», который изменяет способ восприятия носителем триметиламина. Это соединение, найденное как в тухлой, так и в ферментированной рыбе.
Из тестов на запах исследователи обнаружили, что люди с определенным вариантом этого гена либо не могут чувствовать рыбный запах, либо описывают его с положительной или нейтральной стороны – как «розы», «карамель» или «картофель».
Два других открытия показывают, как проявляется способность некоторых людей улавливать запахи корицы и лакрицы.
Исследователи отметили, что частота этих вариантов различается в разных популяциях. TAAR5 встречается у 2,2% исландцев и 1,7% шведов, но только у 0,8 и 0,2% у южноевропейцев и африканцев соответственно.
Ранее ученые выяснили, когда люди готовы съесть гадость ради приличия. Норвежские специалисты провели эксперимент, в ходе которого установили, что человек способен употребить в пищу невкусное, плохо приготовленное или испорченное блюдо ради своих потенциальных родственников. И все это из вежливости.