Сегодня отмечают 150-летие со дня рождения Ивана Бунина. Русский писатель и поэт первый из соотечественников стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Надежда Сережкина.
Дом номер один по улице Жака Оффенбаха – до сих пор популярная достопримечательность Парижа. Там почти 30 лет жил первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе. Писатель, чей талант на родине был признан только после смерти.
«Окаянными днями» Бунин называл последние перед эмиграцией годы жизни в большевистской России. Октябрьскую революцию и гражданскую войну он, дворянин по происхождению, воспринял как катастрофу – историческую и личную. 5 июня 1918 года поездом Москва – Одесса Иван Алексеевич покинул Россию. Как оказалось, навсегда.
Следующие годы была жизнь между Берлином и Парижем, статус главного оппозиционера в эмиграции и новые книги почти каждый год: «Солнечный удар», «Митина любовь», роман «Жизнь Арсеньева», за который его номинировали на Нобелевскую премию. В мемориальном музее Ельца, где вырос писатель, даже сохранился багаж, с которым Бунин ехал в Стокгольм зимой 1933-го.
В начале Второй мировой семья Буниных переехала в «Жаннет» – высокогорную виллу на юге Франции. Весь ее второй этаж отдали тем, кому в занятой нацистами Европе грозило физическое уничтожение. Евреев отправляли в гетто и в концлагеря. В годы войны Бунин прятал у себя пианиста Либермана, писателя Бахраха и даже внучку Пушкина Елену Розенмайер. Все они жили на премиальные 700 тысяч франков, которые Бунин получил от Нобелевского комитета.
«Имя Бунина стало святым для нашего народа. И власти, которые раньше, 30-40-50 лет назад, препятствовали публикации Бунина, сейчас это встречают с большим удовольствием: делайте, мы всегда пойдем навстречу», – рассказал президент ассоциации «Бунинское наследие» Владимир Пречисский.
В 1960-х, через семь лет после смерти Бунина в Париже, по его произведениям впервые начали снимать кино. Его имя, наконец, стали произносить вслух. В 2000-х годах памятник писателю появился в Москве. Музей его имени открыли и в Воронеже. Среди экспонатов – письма из Парижа, фотографии, дневники, паспорт эмигранта, воспользоваться которым последний русский писатель так и не успел.