Сто лет на невидимом фронте: вчера и сегодня Службы внешней разведки
Сегодня День работников органов госбезопасности России. Свой профессиональный праздник отмечают сотрудники Службы внешней разведки, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны и других органов госбезопасности. Об истории СВР – корреспондент телеканала «МИР 24» Нахид Бабаев.
Советская служба внешней разведки создавалась в первую очередь для борьбы с контрреволюцией. В декабре 1920 года Феликс Дзержинский, тогда народный комиссар внутренних дел, даже в уставе новой спецслужбы прописал: главная задача – получать сведения о действиях белогвардейцев. Поэтому в начале ХХ века Париж стал не только городом, который приютил весь цвет белой эмиграции, но и местом, где активно работала красная агентура. Ее целью было развалить Русский общевоинский союз.
Советские разведчики не просто знали все о деятельности РОВС, но и почти возглавили его. Заместителем руководителя стал генерал Николай Скоблин. Он и его жена, известная певица Надежда Плевицкая, работали на чекистов под кодовым именем «Фермеры».
«Первый командир Корниловской дивизии, это ядро Добровольческой армии во время Гражданской войны, самая яркая фигура, генерал в 26 лет, самый молодой генерал в Белом движении. Смелый, бесстрашный, отчаянный. Провел целый ряд блестящих операций против красных войск. После того, как он перебрался за границу, с определенного момента стал работать на разведку», – рассказал историк Владимир Фортунатов.
Менялась страна, менялись и цели службы внешней разведки. Во время Великой Отечественной войны агенты знали и докладывали в Москву о каждом шаге Гитлера. У легендарного Николая Кузнецова было несколько псевдонимов: Рудольф Шмидт, Николай Грачев, но самый известный – Пауль Зиберт.
В 1960-х годах именно сотрудники СВР помогли разрешить Карибский кризис. Когда ядерная война казалась уже неизбежной, разведчик Александр Феклисов в США встретился с личным другом семейства Кеннеди – журналистом Джоном Скалли.
Специфика работы секретных служб такова, что о ее операциях узнают редко. Большинство остаются неизвестными так же, как и имена людей, которые их проводят.