Кинокритик Роман Григорьев: «Иронию судьбы» будут смотреть и через столетия
45 лет назад на экраны впервые вышел фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!». О том, как снимался фильм и почему его с удовольствием смотрят до сих пор, в интервью телеканалу «МИР 24» рассказал кинокритик Роман Григорьев.
- Сценарий к фильму писали Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов, и изначально это была пьеса, легкий водевиль. А как вы определили бы жанр фильма? Было ли до «Иронии…» что-то похожее на советских экранах?
Роман Григорьев: Думаю, что похожего не было. Это комедия с налетом мелодраматического эффекта. Конечно, это традиционная комедия, где главный герой попадает в разные ситуации и пытается из них выбраться.
- Известно, что Рязанов долго и тщательно подбирал актеров. Были варианты, пробы, замены. Например, в роли Ипполита начал сниматься Олег Басилашвили, который по семейным обстоятельствам не смог продолжить съемки. А на роль Жени Лукашина режиссер хотел попробовать Андрея Миронова. Но никто бы не поверил, что он не пользуется успехом у женщин, и от его кандидатуры пришлось отказаться. Но как в картину попала Барбара Брыльска? Неужели во всем Советском Союзе не нашлось достойной актрисы?
Роман Григорьев: Говоря словами критика Белинского, произведение само волшебным образом сложилось в голове создателя, будто его сверху божественно спустили. Все это можно сказать про «С легким паром!» Эльдара Рязанова, потому что фильм получился очень органичным и в плане музыки, и в плане диалогов, и шуток, и самой ситуации с главными героями. Без музыки Таривердиева сложно было бы говорить о любви большей части женского населения, потому что обычно слабый пол так восприимчив к красивой музыке, словам, стихам. Безусловно, музыка украшает, она окончательно оформляет этот фильм в шедевр.
- Многие режиссеры пытались снять кино в жанре новогодней комедии или мелодрамы. Но пока еще никому не удалось сделать такую нетленку. Как считаете, еще 45 лет фильм-юбиляр проживет активной телевизионной жизнью?
Роман Григорьев: Кино постепенно становится архивным жанром, по которому можно изучать эпоху, культуру и традиции того или иного времени. Здесь срез социалистической эпохи, которая приступает к своему увяданию, но на тот момент это еще расцвет. Фильм будет интересен и как комедия. Все любят смотреть старые голливудские картины. Здесь то же самое, это такой советский Голливуд, советская классика. Не то что через 40-45 лет, а если мы вообще останемся как вид на этой планете, то этот фильм можно будет смотреть и лет через 500 и изучать по кадрам, как жили люди в то время. Мы ничего особенного, каких-то пирамид не строим, и наскальной живописи у нас нет. Наши пирамиды и наша наскальная живопись – это кино. Поэтому по фильмам будут изучать свое прошлое наши будущие поколения. И заодно смеяться.