В Саратове возрождают производство русских гармоник. Мастерская Олега Аристархова начинала с реставрации антикварных музыкальных инструментов, а теперь там делают и собственные модели. Корреспондент «МИР 24» Владимир Сероухов узнавал подробности.
Задорные переливы гармони слышны на улицах Саратова не только в праздники. Это визитная карточка города. Здесь бережно хранят не только искусство игры на этом инструменте, но и технологию производства. Без местной мастерской русская гармошка давно бы перестала звучать.
Олег Аристархов с гармошкой в руках с пяти лет. Он не только играет, но и ремонтирует. Последние 10 лет восстанавливает раритетные модели, которые ему присылают со всей страны.Благодаря интернету о мастере узнали десятки музыкантов. Некоторые захотели стать его учениками. Сейчас под руководством Олега трудятся подмастерья. Разбирают гармошки, клеят клапаны, резонаторы, кнопки, меняют меха.
Чтобы овладеть навыками реставрации, потребуется два-три года, умелые руки и много терпения. Пенсионер Михаил давал мастеру Олегу на ремонт свою гармошку. А потом решил переехать в Саратов и сам освоить эту профессию. Работает здесь полгода. И часто удивляется, в каком состоянии приходят гармошки.
«В гармошках попадаются непотребные надписи, воробьиные и куриные перья, мышки засохшие, насекомые, про тараканов уж говорить не буду», – рассказал подмастерье Михаил Поздняков.
Те, кто преуспел в ремонте, начинают делать свои гармони с нуля. Ориентируются на мастеровые инструменты XIX века. На полках мастерской можно увидеть настоящие раритеты: дореволюционные тульские и нижегородские гармони, советскую «Чайку» и «Красного партизана», немецкие модели. Всего в коллекции около сотни гармоней, многие обладают исторической ценностью, но заработать на них не получится. Впрочем, у мастеров и нет такой цели. Главное – восстановить и сохранить инструмент, чтобы его увидели и услышали люди.