В Санкт-Петербурге в эти дни вспоминают страшные дни блокады Ленинграда. Дорога жизни – единственная ниточка, которая связывала осажденный город со страной. По ней доставляли продовольствие, эвакуировали людей. Как ее строили, узнавал корреспондент «МИР 24» Владимир Школьников.
Осенью 1941 года для спасения блокированного Ленинграда командование приняло решение проложить по дну Ладожского озера автомобильную дорогу. История еще не знала таких мощных инфраструктурных проектов. В отдельные дни на смену выходили до 20 тысяч человек. Строить решили две самостоятельные двухпутные дороги: тракторную, гужевую и автомобильную. Планировали также намораживать лед искусственно там, где он тонок.
«Лед можно нарастить. В те времена и сейчас на ледяных переправах создаются соответствующие условия, щиты, какие-то приспособления, чтобы лед наморозить. И перенос Дороги жизни как раз связан с тем, что можно отступить немного полкилометра влево-вправо, чтобы лед был не изношен», – рассказал заведующий лабораторией географии гидрологии Института озероведения РАН Михаил Науменко.Для Дороги наметили два направления. Ориентировались на мели и небольшие острова, где промерзнет быстрее и лед будет надежнее. И уже 21 ноября в прибрежный поселок Осиновец пришел первый конно-санный обоз, груженый мукой. 350 упряжек. Уже на следующий день движение по трассе начали легендарные «полуторки».
Позднее прямо на льду появились посты техпомощи, пункты обогрева и питания, регулировщики и указатели. Враг постоянно обстреливал дорогу, поэтому двери водители старались снимать, чтобы немедленно выпрыгнуть, если машина провалилась.
Только за первую зиму блокады по льду Ладожского озера эвакуировали 550 тысяч человек, переправили в Ленинград 361 тысячу тонн продуктов и медикаментов. По весне лед истончился. Работа стала угрожать большими потерями. Последний груз доставили 24 апреля – 60 тонн репчатого лука. Из этих запасов к 1 мая каждому ленинградцу выдали по луковице.