Российские тест-системы по выявлению «британского» штамма коронавируса будут использоваться внутри страны
«Британский» штамм коронавируса теперь можно выявлять быстрее. В России разработали уникальную тест-систему. Как она работает, телеканалу «МИР 24» рассказал руководитель научной группы разработки новых методов диагностики ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Камиль Хафизов.
- Действительно ли быстрее можно выявлять «британский» штамм?
Камиль Хафизов: Не быстрее, а теперь его можно выявлять. Когда в декабре загудел «британский» штамм, мы начали нашу основную разработку по экспресс-диагностике коронавирусной инфекции, и решили параллельно запустить несколько модифицированную версию теста, который выявляет именно присутствие мутаций.
- В чем отличие этой тест-системы от других?
Камиль Хафизов: Сейчас это экспресс-методика, там используется несколько иной фермент, чем в стандартных ПЦР-тестах, что позволяет провести тестирование в несколько раз быстрее – вместо четырех – пяти часов теперь это час – полтора, при этом реакция происходит при одной и той же температуре, нет потери времени на изменения температуры, она обеспечивает гораздо более быстрое тестирование.
- С появлением этой системы ошибок в тестировании будет меньше?
Камиль Хафизов: Система достаточно точная, она никогда не покажет присутствие вируса, если его там нет. Ложноотрицательные результаты во многом связаны с забором материала, чем с надежностью тест-систем.
- Это полностью отечественная тест-система?
Камиль Хафизов: Да, все ключевые компоненты будут производиться здесь, локально, в том числе это позволит держать цену низкой, такой же, как у стандартных ПЦР-тестов.
- Это анализ крови или мазок?
Камиль Хафизов: Это точно такой же мазок из ротоглотки и носоглотки – здесь нет никаких отличий от стандартных ПЦР-тестов. Мазок забирается, кладется в специальную транспортную среду и доставляется в лабораторию.
- Куда пойдут новые тест-системы в первую очередь?
Камиль Хафизов: Если мы говорим про тест-систему на определение «британской» мутации, то это во многом для структур Роспотребнадзора, потому что основная цель – не диагностика, а даже эпидемиологический контроль, мониторинг за распространением вируса, для оперативного реагирования на появление новых штаммов.
- Наша система имеет экспортный потенциал?
Камиль Хафизов: Длина генома коронавируса – 30 тысяч букв. Каждая из букв уже в какой-то момент где-то мутировала. Большинство мутаций не несут особой значимости, иногда появляются те, которые несут эпидемиологическую ценность. Некоторые делают вирус более заразным, некоторые делают его более смертоносным. У нас была другая цель – отработать методику для быстрой разработки новых тестов, в том числе на другие эпидемиологически значимые мутации.
- Этот принцип построения тест-системы позволяет России эти тесты продавать в другие страны?
Камиль Хафизов: Мы можем продавать их за границу, при этом сейчас мы ориентировались на внутреннее потребление для задач нашей страны.
- Медперсонал особую подготовку должен проходить, чтобы пользоваться этими тестами?
Камиль Хафизов: Никакой переподготовки не требуется: это те же лаборатории, то же оборудование, тот же персонал, программа даже несколько проще, чем при ПЦР-тестировании.
- Отрабатывается принцип построения тест-систем для выявления самых разных мутаций. Насколько он является важным в борьбе с пандемией?
Камиль Хафизов: Это один из компонентов борьбы с коронавирусной инфекцией. Сейчас, когда изучают новый штамм, когда исследуют новые мутации, – основной способ – высокопроизводительное секвенирование геномов, что достаточно дорого и требует долгого времени. Теперь мы можем на этапе скрининга отбирать образцы, в которых есть интересные мутации, и только их отправлять на секвенирование, обеспечивая больший охват тщательным анализом.
- От «британского» штамма нужны особые меры безопасности?
Камиль Хафизов: Тактика лечения сильно не меняется, она такая же, при этом появляются данные, что некоторые штаммы могут приводить к тому, что против них не будут эффективны некоторые вакцины. В этом случае придется оперативно дорабатывать некоторые компоненты в вакцинах. Диагностика здесь играет достаточно важную роль – диагностика по выявлению отдельных мутаций. Мы должны смотреть, что появляется в стране, нужно ли что-то менять, как это распространяется, нужно ли перекрыть границу, чтобы дать немного времени разработчикам вакцин.