on air preview
Прямой эфир
weather icon+1
Москваyandex weather icon
currencyUSD

105.06

currencyEUR

110.49

АНОНСЫ

Олег Митяев: Авторская песня – это часть поэзии. ЭКСКЛЮЗИВ.

Москва 19/02/2021 — 10:49
Олег Митяев: Авторская песня – это часть поэзии
Фото: ТАСС/ Сергей Бобылев
Олег Митяев: Авторская песня – это часть поэзии
Фото: ТАСС/ Сергей Бобылев
Олег Митяев: Авторская песня – это часть поэзии
Фото: ТАСС/ Сергей Бобылев

Героем программы «Культ личности» с Григорием Заславским на телеканале «МИР» стал народный артист России, автор-исполнитель Олег Митяев.

Мы беседуем с вами в преддверии вашего дня рождения, причем это такая красивая дата – 65 лет, можно сказать, юбилей. Скажите, какой подарок для вас в этом году на день рождения?

Митяев: Ну вообще когда-то у меня был целый список мечт. И когда ко мне подходил какой-то человек и спрашивал: «Ну о чем ты мечтаешь, хочу тебе помочь», я говорил: «Минуточку» и доставал бумагу, где у меня по списку все было написано. Собственно, там у меня были несбыточные мечты, например, даже есть такая песня «Мечта номер четыре». Разложить раскладушку на поле, лечь и полететь на ней вокруг земного шара. Кроме этого, мои какие-то запросы уже подошли к концу, и меня удивляют люди, у которых есть какие-то еще желания для себя. У меня есть такой клапан, который называется «благотворительный фонд». Поэтому желаний очень много, там постоянно требуются какие-то средства, и это уже превратилось в ассоциацию «Все настоящее детям». Туда всходят более 80 городов и студия мультипликационных фильмов в Новосибирске, театр глухонемых, и аутисты, и авторы-исполнители. В «Артеке» у нас есть свой фестиваль «Мировые песни». Боюсь что-то забыть, потому что много у нас таких затей воплощает наш благотворительный фонд в Челябинске.

Скажите, а вы вообще празднуете дни рождения? Есть ли у вас какие-то традиции, как-то связанные с днем рождения?

Митяев: Наверное, подсознательно я был согласен с Иосифом Давыдовичем Кобзоном, который говорил, что дни рождения не для тебя, а для твоих друзей. Мне, конечно, всегда было удивительно услышать свои песни в исполнении Валерии, Кобзона, Александра Розенбаума, хора «Домисольки», Безрукова, Трофика, Ваенги. Вышло четыре альбома «Митяевские песни». И обычно на такие юбилеи собирались люди и пели, а я сидел как именинник и слушал.

Борис Слуцкий написал «Что-то физики в почете./Что-то лирики в загоне». Вы тоже, прежде чем стать автором-исполнителем, кем только не успели побывать. Много какие в вашей биографии были истории и много какого опыта вы успели получить. А могло ли так случиться, что вы бы не стали автором-исполнителем и все пошло бы совсем по-другому!

Митяев: Поворотов было очень много. И я даже предъявлял какие-то претензии судьбе. Зачем было заканчивать монтажный техникум, институт физкультуры, потом поступить в театральный институт, чтобы потом ничего из этого не пригодилось, а я просто писал песни и их пел, где попросят? Собственно, в этом и заключается профессия. Но потом я понял, что это было сделано специально там сверху. Потому что из чего писать-то? Нужно было три раза развестись, нарожать детей, закончить всякие учебные заведения, пообщаться, поработать на стройке, а потом уже там (показывает наверх) скажут: «А теперь пишите!». И поэтому все это было не зря, все это откладывалось. И я, конечно, сопротивлялся, когда ко мне приходили друзья и говорили, что я хорошо написал песни «В осеннем парке», «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». «Но прошло уже четыре года, что же ты ничего не пишешь? Ты исписался?» – спрашивали они меня. И я отвечал: «Хорошо». Я доставал свою зеленую шариковую ручку и писал дальше про ножи, про лето. И выходила порция новых песен.

Вы очень много даете концертов, причем выступаете не только в России, но и за границей. И там на концерты совсем необязательно приходят только те, кто вырос в России, эмигрировал или находится в отпуске за рубежом. Иностранная публика тоже вас воспринимает, и вы имеете успех. Как вы думаете, что такого есть в русской авторской песне, чего нет, допустим, во французском шансоне, чем она особенная?

Митяев: Ну, это, конечно, загадка. Я бы сказал, что без перевода, конечно, сложно. Это надо обладать каким-то интересным голосом, какой-то харизмой. Несколько лет назад я послушал Мирей Матье, когда внизу шел текст песни, которую она исполняла. И я тогда так обрадовался, как будто немое кино заговорило, открылся какой-то другой мир. Но тем не менее я всегда очень завидовал лицедеям, которые в любом государстве могли изъясняться без всякого языка, и я им завидовал, что они проехали почти весь мир. Но когда мы поехали в Южную Африку, Германию, песни перевели на французский, немецкий, иврит, для меня это было удивительно. Это загадка. В Южной Африке собирался зал, они все сидели, молчали и слушали песни. После того, как мы заканчивали, на сцену выходили потрясающие артисты. Они так пели, что нам и не снилось, играли на инструментах, но никто их не слушал. Все выпивали и разговаривали. Я удивлялся: «Как так, почему? Сравните нас с ними». Они говорили: «Они поют «Битлз» и другие известные песни, они из нашей страны, мы это все это знаем. А вы приехали издалека, из России, нам хочется все это понять, это авторское». Ну и подстрочники сильно помогали. Да, было много казусов, но, в принципе, гораздо проще, когда есть подстрочник.

Авторская песня всегда была как бы в стороне от шоу-бизнеса, хотя, может быть, вы с этим не согласитесь. И в связи с этим вопрос: нуждается ли она в какой-то особой поддержке и если да, то в чем? Какая именно поддержка нужна этой, в общем-то, специфической русской традиции авторской песни?

Митяев: Ну, наверное, это все-таки шоу-бизнес. Потому что, когда вышел альбом «Песни нашего века», мы на какой-то период обогнали Филиппа Киркорова по продажам компакт-дисков. Но, конечно же, это часть поэзии – авторская песня, здесь нужна какая-то подготовка общеобразовательная. И уровень аудитории катастрофически падает в нашей стране. Это государственная задача, чтобы поддержать авторскую песню, какие-то фестивали, которые собирают по 100 тысяч человек, там Грушинский, в других городах – в Минске, в Челябинске, Курске, Владивостоке. Мы этого не видим ни по одному из телеканалов, потому что, как сказал Юрий Визбор: «Все на продажу понеслось, и что продать, увы, нашлось». Вообще никто не трогает поэзию и авторскую песню, потому что они не приносят каких-то больших денег, а вот шансон приносит. Не устаю повторять кого-то из римских императоров: «Рим катится к катастрофе. Певцы перестали воспитывать, а только развлекают». Это про нас.

Все мы почти год были ограничены в передвижениях, ограничены в какой-то творческой деятельности, в выступлениях в том числе. Насколько для вас плодотворно прошел этот год, что именно вы успели сделать и, может быть, наоборот, вы не жалеете о том, что эти ограничения случились?

Митяев: Ох, тут все время идет такая борьба между писанием и читанием. И сюда добавляется еще организация фестивалей. Все-таки Ильменский и Грушинский фестивали прошли, пусть и в онлайн-формате. Но к нам присоединился весь мир: из Америки, из Австралии, из Германии – все выходили в эфир и пели песни Окуджавы, свои песни. Это было здорово.

А можно сказать, что ваша концертная деятельность возвращается в более-менее привычное русло?

Митяев: Она у нас вяло продолжалась. Сначала 25%, потом 50%. У меня недавно прошел концерт в Челябинске с симфоническим оркестром. Абик Абдурахманов –прекрасный режиссер. С этим оркестром мы записали альбом, выступили в Челябинске, сейчас собираемся выступать в Москве.

Последние новости

    География:
    Москва
    Поделиться:
    ЗАГС, брак, бракосочетание, свадьба, кольцо, молодожены, любовь, семья, семейная пара

    Солист «Иванушек International» Кирилл Туриченко сыграл свадьбу с Дарьей Тарасовой

    Филипп Киркоров признался, что родился мертвым

    Филипп Киркоров раскрыл необычный факт о своем рождении

    Виктория Бекхэм объяснила, почему 25 лет сидит на одной диете

    Виктория Бекхэм объяснила, почему 25 лет сидит на одной диете

    Пэрис Хилтон заявила, что никогда не делала «уколов красоты»

    Пэрис Хилтон заявила, что никогда не делала «уколы красоты»

    Последние новости