На Алтае восстановят популяцию краснокнижных соколов балобанов. Сегодня в России осталось не больше тысячи гнездящихся пар этих птиц. О шансах на возрождение пернатых узнавал корреспондент «МИР 24» Андрей Еганов.
Птица по цене квартиры в Москве. Стоимость одного балобана на черном рынке достигает сотен тысяч долларов. Браконьеры отлавливают пернатых для перепродажи на Ближний Восток. У нефтяных шейхов соколиная охота – одно из любимых развлечений. Только за последние 20 лет численность балобанов сократилась вдвое.
«Сейчас очень много питомников, но браконьерский отлов продолжается. Чем меньше птиц, тем больше браконьеров хотят поучаствовать в этом деле. Ситуация немного страшноватая», – рассказал орнитолог Алексей Эбель.
Алтайские экологи, орнитологи и зоозащитники намерены восстановить исчезающую популяцию. Они разработали программу по возвращению соколов в дикую природу. Методика предполагает постепенное погружение птицы в естественную среду.
«Выпуск предполагается на третьем году жизни птицы. Все 2,5 года она будет в питомнике. Кормить ее будут только живой пищей. Она сменит несколько вольеров, прежде чем вылететь в природу», – отметил директор центра содержания, разведения и реабилитации редких видов хищных птиц «Tайгун» Артем Кучер.
С людьми контакт минимальный. Соколы даже не видят сотрудников, которые их кормят. Такой подход позволит хищникам быстрее адаптироваться в дикой природе. Есть и другой вариант. Его опробуют орнитологи.
«Один из наиболее эффективных способов сейчас – это подсадка выведенных в питомнике птенцов в гнезда к диким птицам. Они уже понимают, как искать пищу, кто их враги, как гнездо должно выглядеть», – добавил Алексей Эбель.
Сейчас в этом питомнике 10 взрослых пар балобанов. Потомство ждут к лету. Перед выпуском на волю все птицы пройдут летную подготовку в специальном вольере. На прощание соколам установят gps-трекеры.
«Растет, развивается, вылетает из гнезда. Начинает кочевать. Вся кочевка и перелеты отслеживаются через спутник. Один трекер стоит порядка 100 тысяч рублей», – сказал Артем Кучер.
Подобные проекты сейчас реализуют сразу несколько алтайских питомников. Орнитологи уверены, если так продолжится дальше и хотя бы некоторые центры получат финансирование, то все не напрасно.