Спасти диких котов: зоологи во Владимирской области лечат больных рысей новыми методами
Во Владимирской области выхаживают больных рысей. В центре изучения и охраны диких кошек животные проходят особую реабилитацию. С новыми методами лечения хищников познакомилась корреспондент «МИР 24» Анастасия Лиходедова.
Инстинкты хищника больше не работают. Расстояние от человека – меньше метра, а рысь по кличке Кошка лишь шипит. Не нападает и не убегает.
«Настоящие нас бы так не подпустили. Спрятались бы где-нибудь в кустах. И мы бы их так не сняли», – сказал директор Центра изучения и охраны диких кошек Святослав Лукаревский.
Неподалеку кот Миасс. Такой же ручной. Оба хищника – пациенты реабилитационного центра. Их привезли с Урала. Рысей поймал охотник и четыре года держал в клетке. В итоге в центр попали истощенными, ободранными, с трудом передвигались. У Кошки больные легкие, у Миасса сточены клыки.«Реабилитация рысей проходит в несколько этапов. Это восстановление физических способностей рыси, то есть она должна, если истощена, набрать вес. Если больна, то ее надо вылечить», – добавил Святослав Лукаревский.
Реабилитацией рысей занимается вся семья Лукаревских. У зоологов уже есть опыт в спасении дальневосточных леопардов, уссурийских тигров и снежных барсов. Сейчас ставят на лапы рысей. В это дело вложили все свои деньги.
Спустя два года лечения и Миасс, и Кошка тоже крепко стоят на лапах и самостоятельно охотятся на дичь. Но делать это могут только в вольере. В дикой же природе не выживут – не смогут себя прокормить.
«Самое разумное – это оставить их в центре. Пусть они лучше приносят потомство, которое можно будет готовить к выпуску. И выпускать в те места, где ситуация с рысью не очень хорошая, восстанавливать эти популяции», – отметил Святослав Лукаревский.
У потомства Кошки и Миасса больше шансов на жизнь в дикой природе. Их детей Аленку и Ивана прошлым летом выпустили на волю.
«Благодаря методике реабилитации, то есть программе реабилитации, они выросли совершенно как дикие животные. То есть мы контакт с ними сводили до минимума, у нас не было тактильного контакта практически», – рассказала заместитель руководителя по развитию Центра изучения и охраны диких кошек Елизавета Лукаревская.
Диких кошек, которых смогут выпустить на волю, держат подальше от человека. По сути, рыси даже не подозревают, что проходят реабилитацию, и что их учат охотиться. Условия содержания здесь как в дикой природе.
«У них добыча и заяц, и бобр, и енотовидная собака, и лисица, и косуля. То есть фактически весь спектр млекопитающих является объектом их охоты», – сказал специалист по крупным кошкам, зоолог, кандидат биологических наук Виктор Лукаревский.
По всему периметру установлены камеры и фотоловушки. Они дают не только данные о том, что и когда едят кошки, но и милые кадры. Например, обнимашки котят с мамой. А еще можно увидеть, как ведут себя рыси в брачный период. Уже в дикой природе за животными наблюдают с помощью GPS-ошейника: как звери осваиваются, охотятся. И так почти восемь месяцев. Этого времени достаточно, чтобы кошки подготовились к своей первой самостоятельной зиме на воле.