Уникальный атомный энергоблок нового поколения начали строить на Сибирском химкомбинате. Он находится в городе Северске Томской области. В реакторе будут использованы технологии замкнутого топливного цикла. О новой эпохе в ядерной энергетике рассказывает корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.
Сейчас здесь пока еще бетон в жидком состоянии, но уже через пять-шесть лет в этом металлическо-бетонном бассейне будет циркулировать расплавленный свинец. Именно его российские ученые выбрали в качестве теплоносителя в активной зоне реактора. Впервые в мире.
«Годами многие страны искали решения для подходящего дизайна реактора на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем, и наконец, мы увидим опытный образец. Свинцовые теплоносители имеют ряд преимуществ. Например, при взаимодействии с натрием они не вступают в химическую реакцию с воздухом и водой, которые всегда есть на АЭС. Именно эта черта позволила усовершенствовать реактор, сделать его компактнее, а значит и экономически более конкурентным с другими атомными станциями и с другими источниками чистой энергии», – сказал начальник секции развития ядерно-энергетических технологий Международногое агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Стефано Монти.
В отличие от натрия или той же воды, температура кипения у свинца – почти две тысячи градусов, а значит, топливо в реакторе будет отдавать себя почти без остатка. При разгерметизации контура реактора этот металл попросту застывает, а при попадании на него других компонентов не вызовет взрыв. И еще, упавший в свинец железный мусор, и такое бывает, не тонет на дне активной зоны, а плавает на поверхности – его легче достать. Но главное преимущество быстрого реактора – он сам может производить для себя топливо.
«Вы сжигаете изотопы, например, уран 235, плутоний, торий, и вы используете избыток нейтронов, который есть у быстрого реактора, не только для того, чтобы поддерживать цепную реакцию, но и использовать избыток, чтобы производить новое топливо – плутоний 239», – пояснил научный руководитель проекта «Прорыв» Евгений Адамов.
Слово БРЕСТ в названии строящегося реактора – это аббревиатура. Причем имеет двойное толкование. Быстрый реактор со свинцовым теплоносителем и быстрый реактор с естественной защитой. То есть безопасность обеспечивается не за счет приборов, а благодаря законам природы. Здесь невозможен быстрый разгон реактора, что стало причиной Чернобыльской трагедии, и свинцовый теплоноситель не утечет, что исключает сценарий Фукусимы. Еще для подпитки быстрого реактора может использоваться обедненный уран, то есть отходы производства.
«Быстрые реакторы будут использовать переработку того, что делается в тепловых реакторах, и это будет дальше дожигание и запуск новых энергетических реакторов. То, что не будет сожжено в БРЕСТе, будет дожигаться в жидко-солевом реакторе, который мы тоже начинаем делать, реактор-мусорщик», – рассказал президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук.
Впервые на площадке, помимо атомной электростанции, будет функционировать завод по переработке отходов и предприятие по производству топлива из этих так называемых хвостов. Фактически российские ученые решили проблему ядерного мусора.
Генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси заявил, что мировая атомная индустрия продвигается вперед благодаря российским технологиям.